Хорошее биотопливо невозможно получить без генетики

Хорошее биотопливо невозможно получить без участия генной инженерии – такой общий вывод можно сделать из двух исследований, одно из которых проведено в Бельгии, а другое в США. Чтобы эффективнее выделять спирт из природного сырья, учёные предлагают генетически модифицировать либо сами растения, либо перерабатывающие их микроорганизмы.

Так, исследовательская группа Ваута Бурьяна (Wout Boerjan) из Гентского университета (Бельгия) с помощью генетики искала ответ на один из наиболее актуальных для данной отрасли вопросов: как отделить целлюлозу, перерабатываемую потом в этанол, от лигнина – «прочностного» компонента многих растительных тканей? Лигнин, в отличие от ДНК, РНК и других биополимеров, имеет весьма ветвистую структуру и плотно спутывается с волокнами целлюлозы, укрепляя стенки клеток и поддерживая сосуды, проводящие воду и питательные вещества вдоль по стеблю. И структура этого вещества у каждого растения своя – состав и количество мономеров в ней различаются в зависимости от вида.

Исследуя «классическое» лабораторное растение резуховидку Таля, или арабидопсис (Arabidopsis thaliana), Бурьян и его коллеги обнаружили, что за биосинтез лигнина отвечает особый фермент, обозначаемый как CSE. Он кодируется одним геном, который учёные и попытались изъять из ДНК. Это не помешало растениям вырасти, и хотя они были примерно на треть ниже ростом, чем их «нормальные» собратья, содержание лигнина в клетках снизилось на 36 процентов.

Бельгийские биологи надеются, что их экспериментальные наработки найдут воплощение в биотехнологии, которая избавит производителей биотоплива от дорогостоящих термических процедур выделения лигнина из древесины, а следовательно, нивелирует потребность в выращивании пшеницы, кукурузы и других ценных пищевых культур специально для выработки горючего.

А вот учёные из университета американского штата Мичиган под руководством Сяся Линь «биосоюз» из кишечной палочки и грибков, способный перерабатывать целлюлозу и другие части растительной биомассы в другой спирт – изобутанол. Авторы этого исследования попытались разделить «ответственность» и стадии производства биотоплива. Они воспользовалась тем, что геном кишечных палочек достаточно хорошо изучен и легко поддаётся модификации. Его изменили таким образом, что бактерия начинала использовать сахара для производства молекул изобутанола и при этом не мешала жизни грибков. В этом биологам помогла особая математическая модель, позволившая отсечь самые невыгодные штаммы микробов, не выращивая их.

И такой «союз», по данным учёных, оказался способный перерабатывать биомассу из листьев и стеблей кукурузы с достаточно высокой эффективностью – 60% от теоретического максимума. Данный КПД уже может оказаться достаточным для успешного применения этой системы при коммерческом производстве биотоплива.

«В отличие от других подобных систем, вы можете поместить все наши биологические компоненты в один «чан». Это уменьшит затраты на постройку всей системы и её дальнейшую эксплуатацию, и, как мы надеемся, повысит шансы на то, что наша система будет коммерчески успешной», – отметила Сяся Линь.

Источник: news.sciencemag.org, ria.ru