Биоразнообразие – залог климатической устойчивости

Потеря биоразнообразия на Земле повышает её уязвимость перед климатическими изменениями, считают шведские биологи

Вымирание различных видов живых существ снижает устойчивость экосистем к глобальным изменениям климата – таков основной вывод из исследования биологов университета Гётеборга (Швеция). Высокая степень биоразнообразия – это своего рода «страховой полис» для природы, гарантирующий, что хотя бы некоторые виды окажутся достаточно устойчивыми, чтобы и в нестабильных условиях выполнять экологически важные функции, такие, как очистка воды или опыление растений.

«Здесь действует тот же принцип, что и для инвестиционного портфеля: не клади все яйца в одну корзину», – цитирует научно-популярный портал Alpha Galileo руководителя исследовательской группы Юхана Эклёфа (Johan Eklöf).

Так, у западного побережья Швеции заросли так называемой морской травы (водоросли типа взморника или валлиснерии) традиционно служат «яслями» для мальков трески. Эклёф и его коллеги, смоделировав влияние на данную экосистему промыслового рыболовства, обнаружили, что вылов тресковых приводит к увеличению численности более мелких рыб, активно поедающих рачков-мормышей. А нитчатые водоросли, численность которых контролировали эти ракообразные, умело пользуются повышением температур и уровня кислотности моря, «выживают» оттуда значительную часть морской травы и создают опасность для других видов, чувствительных к затенению акватории.

Таким образом, именно разнообразие водных растительноядных животных является залогом устойчивости биологического сообщества северных морей перед климатическими изменениями, указывают шведские учёные.

«В управлении природными ресурсами стала популярна точка зрения, что мы можем позволить исчезнуть некоторым чувствительным видам, поскольку более устойчивые всё равно займут их экологическую нишу. Однако эта гипотеза оказывается несостоятельной в свете грядущих изменений климата, которые не оказывают прямого влияния на выжившие виды, но ставят под вопрос их способность поддерживать равновесие», – говорит Эклёф.

биоразнообразие глобальное потепление охрана природы швеция