В Канаде найден источник воды возрастом в миллиард лет

Вода, обнаруженная в провинции Онтарио в шахте глубиной более двух километров, содержит большое количество метана и водорода

Учёные, работавшие на глубине около 2400 метров ниже уровня моря в одной из шахт в канадской провинции Онтарио, обнаружили источник воды, который оставался изолированным в течение как минимум миллиарда лет. По словам исследователей, они ещё не знают, появилась ли там за это время какая-либо жизнь, но условия для её зарождения явно имеются, поскольку вода отличается высоким уровнем содержания метана и водорода.

В горных породах нередко находят воду, «пойманную» в полости размером в несколько микрон ещё во время образования минералов. Однако до сих пор не было никаких сведений о том, чтобы источники воды, свободно перетекающей по сети взаимосвязанных пор и трещинок, оставались изолированными на протяжении более чем десятков миллионов лет.

В шахте, где работали британец Крис Бэллентайн (Chris Ballentine) и его коллеги из университета Манчестера, добывают медно-цинковые руды. Слагающие её сульфидные отложения, в которых, собственно, и обнаружили воду, образовались 2,7 млрд. лет назад. По содержанию в жидкости изотопов инертных газов геохимики определили, что по крайней мере в течение вдвое меньшего времени она не контактировала с земной атмосферой.

По словам Бэллентайна, в настоящее время его исследовательская группа работает над установлением того, имеются ли в образцах этой воды следы жизни – возможно, одни из первых на Земле. Учёные убеждены, что их открытия помогут лучше понять и Марс: ведь химический состав пород там мало отличается от земного, признаки наличия H2O также обнаружены, и нет никаких оснований отрицать, что подобные же пористые камни-аквиферы могут существовать и на Красной планете.

вода геология история земли канада