«Обезьяний законопроект» Теннесси стал законом

Губернатор штата Теннеси принял «обезьяний законопроект», выдав школьным учителям лицензию на преподавание альтернативных научных теорий, противоречащих основным, которые так часто становятся предметом атак религиозных и политических консерваторов.

Прозванный в честь «обезьяньего процесса» 1925 г., во время которого штат Теннеси привлёк к ответственности учителя естествознания Джона Скоупса (John Scopes) за нарушение закона штата о преподавании учения об эволюции, новый закон позволяет учителям общественных школ «помогать ученикам понимать, анализировать, проводить критический разбор и объективно оценивать научно сильные и слабые стороны существующих научных теорий». Среди примеров подобных теорий указываются биологическая эволюция, глобальное потепление, химическое происхождение жизни и клонирование человека.

29 марта законопроект, принятый большинством голосов обеими палатами законодательного органа штата, был направлен губернатору Уильяму Хасламу (William Haslam). Они ни подписал, ни наложил вето на законопроект, поэтому 10 апреля он автоматически приобрёл статус закона.

Инициаторы закона придерживаются позиции, что его целью является лишь поощрение скептицизма и логических рассуждений, основанных на фактах. Однако оппоненты утверждают, что подобные законопроекты позволяют учителям обсуждать на уроках естествознания темы опровержения эволюции, отрицания изменений климата, а также прочих «лженаучных тем».

Американская ассоциация по развитию науки и Национальная ассоциация преподавателей биологии также осудили этот шаг, равно как и 4400 жителей Теннеси, многие из которых являются учёными: 5 апреля они направили Хасламу ходатайство о наложении на законопроект вето. Критики законопроекта воспринимают его как классический приём «академической вольности», призванный дать учителям свободу трактовать эволюцию как вопрос научной полемики.

При этом закон требует от учителей не выходить за рамки учебной программы штата по естествознанию. Поэтому последствия, которые возымеет принятие закона, будут зависеть от того, как местные учителя и школьные советы трактуют это требование. Закон может дорого обойтись штату, если родители обратятся в суд, а у них могут возникнуть для этого основания. В 1987 году Верховный Суд США постановил, что в классных комнатах несанкционированное преподавание креационизма наравне с теорией эволюции противоречит конституции.

Источник: Хелен Томпсон, Nature.com