Качество каменных топоров связали с жаждой доверия

По мнению британского археолога, изготовитель обоюдоострых орудий труда стремился повысить доверие сородичей к себе

Как считает археолог Пенни Спайкинс (Penny Spikins) из Йоркского университета, сложная, изящная обработка каменных орудий со сколами с обеих сторон (бифасов), которые появились примерно 1,7 миллиона лет назад, связана не с половым отбором и желанием мужчин продемонстрировать физическую силу особям женского пола. Напротив, Homo erectus/ergaster, согласно новой гипотезе, пытались завоевать репутацию среди всех сородичей.

«Иногда мы представляем древних людей сконцентрированными на себе и даже безэмоциональными, считаем, что ими управляли сиюминутные желания. Но есть основания полагать, что доверие играло не последнюю, если не ключевую роль в ранних обществах», – заявила археолог.

Степень доверия человеку, считает учёная, была важнейшим мерилом в сообществах древних людей, которые находились в окружении хищников и сородичей-врагов и без взаимопомощи рисковали исчезнуть.

Спайскинс думает, что способность заботливо смастерить изделие значила, что его автор способен внимательно относиться к окружающим, то есть ему можно доверять. К тому же, для работы над сложным орудием труда нужна определённая степень самообладания и терпения – а эти черты нужны и для отношений с людьми.

Источник: www.york.ac.uk