В настоящее время передовые технологические компании из многих отраслей экономики проявляют все больший интерес к беспилотным системам управления. Современные технологии машинного обучения и искусственного интеллекта применяются для создания автономного оборудования, которое позволяет оптимизировать производство и снизить фактор человеческих ошибок. Разработку автономных систем управления, а также обучение специалистов в области беспилотных технологий ведут университеты — участники проекта Минобрнауки России «Передовые инженерные школы» (ПИШ) в партнерстве с высокотехнологичными отраслевыми партнерами. В будущем это позволит обеспечить технологический суверенитет государства и его конкурентоспособность на мировой арене.

Источник фото - ru.123rf.com

Например, в рамках сотрудничества с ПАО «КАМАЗ» в Казанском (Приволжском) федеральном университете (КФУ) запущен проект «Интеллектуальный автомобиль», цель которого — создание экосистемы беспилотного наземного транспорта. В задачи проекта входит разработка комплекса датчиков, обеспечивающих безаварийное движение транспорта и эффективную передачу данных о местоположении транспортного средства с помощью специализированного программного обеспечения.

«Проект „Интеллектуальный автомобиль“ к 2030 году обеспечит серийное производство беспилотного транспорта с использованием собственных результатов интеллектуальной деятельности. Результатом его реализации станет получение более чем 200 РИД в сфере создания комплекса датчиков, обеспечивающих безаварийное движение транспорта и эффективную передачу данных о местоположении транспортного средства. Это позволит коммерциализировать интеллектуальную деятельность передовой инженерной школы и сформировать не менее чем 30% внебюджетных доходов ПИШ к 2030 году», — отмечает проректор по образовательной деятельности КФУ Екатерина Турилова.

Партнерство университета с ПАО «КАМАЗ» позволит решить первостепенную задачу отрасли машиностроения — подготовку высококвалифицированных инженерных и научных кадров для региона.

«В сотрудничестве с университетом мы планируем реализовать проекты в области интеллектуальных производств, беспилотных транспортных средств, низкоуглеродных транспортных средств и компонентов к ним, в том числе автомобильной электрики и электроники, систем помощи водителю, систем автономного и дистанционного управления, а также задачи по проектированию автомобильного дизайна. Уверены, результатом сотрудничества станет как укрепление технологического суверенитета российской продукции, так и глобальная конкурентоспособность отечественных транспортных средств», — подчеркивает заместитель генерального директора ПАО «КАМАЗ» Жанна Халиуллина.

Московский авиационный институт (МАИ) в сотрудничестве с группой компаний «Русагро» и Институтом системного программирования РАН ведет исследования и разработки в области беспилотных и цифровых технологий для агрокомплекса.

«Разработки МАИ предполагается вести с использованием отечественных комплектующих и отечественного программного обеспечения. Их внедрение повысит уровень автоматизации сельскохозяйственных работ и снизит влияние человеческого фактора на качество выполнения технологических операций. Новые технологии позволят оптимизировать управление сельхозтехникой, в том числе за счёт автопилотирования, а также повысить точность прогнозирования различных факторов (например, локальных метеоусловий) и увеличить урожайность», — рассказывает лидер направления «Беспилотные и цифровые технологии для агрокомплекса» ПИШ МАИ Роман Кузин.

Генеральный директор «АссистАгро» Евгений Багрянцев отметил: «В рамках стартовавшего в 2022 году федерального проекта „Передовые инженерные школы“ МАИ и „АссистАгро“ совместно проводят исследования в области отработки технологии беспилотного осмотра полей. Разрабатывается беспилотная авиационная система для осмотров, а также создаются и апробируются нейросеть и программное обеспечение, способное принимать решения по обработке полей гербицидами. Схема работы проста: система искусственного интеллекта дрона при помощи синтетического зрения идентифицирует сорняки, определяет, какие гербициды и в каких количествах нужно внести на поле, и выдает рекомендацию. Подбор гербицидов проводится по устоявшимся соотношениям».

Среди ключевых проектов МАИ — сервисы для цифровой платформы агрохолдинга на базе технологий искусственного интеллекта и больших данных, технологии беспилотных авиационных систем для мониторинга полей и выполнения авиахимработ на базе алгоритмов высокоточного позиционирования, автоматического управления, а также обеспечения информационной безопасности беспилотника. В перспективе в университете будет разработана система автоматического управления наземной сельхозтехникой на базе технологий высокоточного местоопределения, создания и сбора данных сенсорных полей, управления и обслуживания сельхозтехники с использованием методов виртуальной и дополненной реальности.

Донской государственный технический университет (ДГТУ) совместно с партнером — ГК «Ростсельмаш» — создали Институт перспективного машиностроения, в котором будут заниматься подготовкой инженерных команд для решения стратегических задач российского сельскохозяйственного машиностроения.

«Интеграция компетенций высокотехнологичного производства и научной базы вуза на платформе ПИШ позволит подготовить новое поколение инженеров, способных решать самые сложные технические задачи. В числе таких задач — разработка единой модульной масштабируемой платформы зерноуборочных комбайнов, развитие линейки тракторов и создание дорожно-строительной техники. В рамках взаимодействия с ДГТУ „Ростсельмаш“ обеспечит студентам и преподавателям эффективные стажировки на своих промышленных площадках, предоставит возможность участия в актуальных проектах, реализует другие совместные активности. Благодаря этому будущие специалисты приобретут необходимые практические навыки и станут востребованными в профессии еще до окончания обучения», — комментирует генеральный директор компании «Ростсельмаш» Валерий Мальцев.

К 2028 году университет планирует создать автоматизированный комплекс электронных систем с беспилотными свойствами, обеспечивающий увеличение производительности и повышение качества собранного зерна для семейства зерноуборочных комбайнов, а к 2030 году — универсальную модульную масштабируемую платформу сельскохозяйственной машины с возможностью беспилотного управления.

«Перед нами стоит задача разработать единую модульную масштабируемую платформу зерноуборочных комбайнов с автоматизацией процессов сепарации и обмолота, с возможностью интеллектуального беспилотного управления. Создание подобной платформы не только обеспечит смену всего модельного ряда существующих зерноуборочных комбайнов в перспективе до 2030 года, но и позволит увеличить количество выпускаемых моделей сельхозмашин в два раза, предоставив возможность кастомизировать продуктовую линейку под локальные рынки потребителей в сфере АПК», — отмечает проректор по научно-исследовательской работе и инновационной деятельности ДГТУ Иннесса Ефременко.

Среди задач ПИШ «Промхимтех» Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ) — разработка тренажеров и цифровых двойников производств в партнерстве с ведущими предприятиями отрасли: RTsim, Softline, «Системные решения».

«В рамках проекта „Промышленная метавселенная“, использующего технологии смешанной реальности, будущие инженеры смогут работать с реальными инструментами управления на детальных цифровых моделях производств, а действующие инженеры — прорабатывать решения в области модернизации», — поясняет директор по цифровым технологиям КНИТУ Юрий Беркман.

По словам представителя RTsim, ПИШ — это точка, где удачно сошлись интересы и вуза, и компании. Партнерство с КНИТУ позволило компании открыть проблематику химпрома и выйти на новый уровень подготовки квалифицированных кадров для отрасли.

 

Источник информации: пресс-служба проекта «Передовые инженерные школы»

Источник фото: ru.123rf.com

Новость подготовлена при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ и Российской академии наук