Беспилотный летательный аппарат, оснащенный лазерной установкой, может получить изображения останков древних земляных сооружений и прочих работ на земле, проведенных тысячи лет назад. Таким образом британские исследователи надеются определить масштабы деятельности древних цивилизаций и оценить, насколько они изменили природный ландшафт. Результаты этого исследования могут быть полезными и для современной политики в области сбалансированного природопользования. О проекте сообщает BBS News.

Ученые представили план исследования на собрании Американской ассоциации содействия развитию науки (AAAS). Этот проект недавно получил €1,7 млн в качестве гранта Европейского совета по научным исследованиям (ERC). Конечная цель проекта — попытаться оценить масштабы и характер деятельности человека по преобразованию природной среды на протяжении 3 тыс. лет перед появлением в Южной Америке европейцев в 1490-х гг.

Команда исследователей попытается обнаружить гигантские наземные рисунки — геоглифы, слишком аккуратные для природного происхождения — которые различимы подчас только с высоты птичьего полета. На сегодняшний день выявлено более 450 таких рисунков.

До сих пор непонятно, для какой цели выполнялись на земле эти круги, квадраты и линии. Возможно, они обозначали древние церемониальные центры. Но точно известно, что они являются свидетельством каких-то коллективных действий. Этот вопрос сейчас активно обсуждается среди ученых во всем мире.

Одни исследователи полагают, что Амазония в древности была населена небольшими группами охотников и собирателей и кочующих земледельцев, которые оказывали минимальное воздействие на окружающую среду, и что лес, который мы видим сегодня, оставался нетронутым в течение многих тысяч лет. Однако в последнее время появляется все больше свидетельств того, что это могло быть не так. По словам профессора Хосе Ириарта (Jose Iriarte) из университета Эксетера (Великобритания), результаты последних научных исследований указывают на то, что эта территория могла быть заселена крупными, многочисленными обществами со сложной иерархической организацией, которые могли оказывать большое влияние на окружающую среду. Эта идея получила название «гипотеза культурных заповедников».

В ходе работы по проекту беспилотный аппарат выборочно обследует отдельные участки лесов. Лазерный локатор, установленный на его борту, должен выявить, сколько геоглифов остается все еще скрытыми под покровом лесов. В то время как часть лазерного излучения будет поглощена растительностью, другая все же сможет проникнуть в толщу земли. Интеллектуальный алгоритм сможет разделить два этих сигнала: отсеяв лучи, отраженные деревьями, он сможет получить изображение того, что скрыто ниже.

Если этим методом удастся найти новые геоглифы, ученые хотят перейти к использованию спутников, благодаря которым удалось бы выявить гораздо больше объектов, чем с применением небольшого беспилотного летательного аппарата, учитывая огромную площадь интересующего ученых региона.

Данные проект реализуется в сотрудничестве европейских ученых и исследователей из Бразилии. Понимание того, как лес был преобразован в прошлом, помогло бы правильно оценить будущие изменения экосистемы в результате человеческой деятельности.

К слову, ранее портал Научная Россия рассказывал о строительстве смотровой башни в центре бассейна Амазонки, с которой открывается впечатляющий вид на округу, а также об изменениях в поведении коренных жителей этих мест.