Материалы портала «Научная Россия»

Бесконечная преданность науке

Сегодня самой известной телепередаче о науке «Очевидное – невероятное» исполнился  41 год.

«Очевидное – невероятное»... Четыре десятилетия в эфире, миллионы телезрителей, открывших для себя науку и полюбивших ее. Создатель и бессменный ведущий передачи,  самый узнаваемый в стране ученый, Сергей Капица был не только безоговорочно предан науке - он умел зажечь этой любовью весь большой коллектив, создававший программу, и через телеэкран передать эту любовь зрителям всех поколений. 

Существование телепередачи не было безоблачным. В 1991 году по решению руководства Первого канала передача была закрыта, и возобновлена на Российском телевидении лишь через несколько лет благодаря усилиям продюсера Светланы Поповой.  В интервью, включенном в 2010 году в сборник «Эфир Отечества. Создатели и звёзды отечественного телевидения и своей работе», Сергей Петрович рассказал о своих впечатлениях от работы на телевидении и о том, почему была закрыта популярная телепередача. Сегодня мы в очередной раз вспоминаем, как всё это было, и предлагаем вам перечитать фрагмент из сборника «Капица Сергей, Невероятное и неочевидное», а также интервью коллег и друзей Сергея Петровича Капицы, в разное время публиковавшиеся на нашем портале. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как снималась программа «Очевидное-невероятное»? Об этом увлекательнейшем процессе и о тех, кто создавал передачу - в видеосюжете,  снятом накануне юбилея Сергея Капицы.

 

 Анатолий Сагалевич ― ученый, герой Российской Федерации, кавалер Ордена «Знак почета», полученного им за глубоководные исследования Байкала  ― трижды был гостем программы «Очевидное-невероятное». В этом сюжете он вспоминает, как это было.

 
 25 февраля 2013 года на телеканале «Культура»  в эфир вышла программа «Наблюдатель», посвященная 40-летию передачи «Очевидное-невероятное». Ведущий программы, Андрей Максимов, пригласил в студию людей, которые на протяжении многих лет были близки с профессором Сергеем Капиций: выдающегося ученого-биолога, директора Центра «Биоинженерия» РАН Константина Скрябина, директора Института проблем международной безопасности, профессора, доктора исторических наук Андрея Кокошина и продюсера передачи «Очевидное-невероятное» Светлану Попову.

 

Запись программы «Мнение», посвященной сорокалетию программы «Очевидное-невероятное». С ведущей Эвелиной Закамской беседуют  первый заместитель Председателя Государственной Думы России Александр Жуков, академик Владимир Фортов, ректор МГУ Виктор Садовничий и режиссер Алексей Горовацкий.

 

«- …Первый канал требовал, чтобы я, во-первых, громил советскую науку и, во-вторых, не возражал против всякой лженауки. Я отказался категорически. Тогда меня выгнали оттуда.

- Просто так поставили вопрос ребром?

- Именно так. Циничными они были.

- Молодёжь, которая пришла на телевидение?

- Да, новое руководство. Какие у них были политические установки, можно видеть по результатам их деятельности. Это интеллектуальный разгром России. Иначе я характеризовать их деятельность не могу.

- Ну да, ведь ваша передача не была политизирована.

- Я не служил ни тогда, ни сегодня никому, кроме интересов дела. Я же был беспартийным ко всему. Хотя это была высшая номенклатура нашей пропаганды и утверждалась на самом высоком уровне. […]

Рабочий момент:  на съемках программы с  Кшиштофом Занусси

- Кто был генератором идей, как зарождались новые передачи?

- Генератором идей... оно само получается. Я никогда не знал отказа от своих учёных-коллег ― все были готовы помочь. Всегда было ощущение того, что надо рассказывать. Главная задача — найти нужного человека. Был бы человек хороший — будет хорошая передача. […]

- Повлияла ли на вашу профессиональную судьбу работа над «Очевидным- невероятным»?

- Когда я начинал эти передачи в 1973 году, один очень приятный академик — Лев Арцимович ― сказал мне: «Знаешь, Сергей, если ты займешься этим делом, то положишь крест на академической карьере. Что бы ты ни сделал, этого тебе не простят». Так оно и оказалось. […]

Съемка программы с Майей Плисецкой и Родионом Щедриным 

- У телевизионщиков должна быть ответственность перед обществом?

- Тему ответственности я считаю очень существенной, одной из главных. Свобода должна ограничиваться ответственностью. Но наша интеллигенция этого не понимает, это её погубит. Да и вообще тема ответственности является одной из ключевых в современном мире.

- У вас необычная для нашего телевидения речь, так говорили в конце XIX века.

- Мне говорили как раз знатоки тонкие, что мой русский и английский несовершенны, они друг другу мешают.

- Вы на фоне остальных наверняка выделялись. Телевизионных начальников это, наверное, раздражало...

- Наверное, выделялся. Но как-то это принималось. Главное, что это принималось. Были иногда мелкие поправки к произношению каких-то слов и т.п. Вообще речь моя идёт от предков: отец был очень крупный ученый мирового класса, мать тоже была очень образованной женщиной, дед — Алексей Николаевич Крылов, известный математик и кораблестроитель.

"Краснобай и баламут" - встреча с Владимиром Высоцким и Юрием Любимовым - редкий кадр!

- Как вы относитесь к английскому научпопу? Би-би-си ведь очень много делает фильмов...

- Я считаю, что это положительная вещь, очень положительная. Прежде всего — это доходно. И политически, как говорится, они очень корректно это делают. А с точки зрения научного качества? Фильмы Би-би-си неглубокие — они довольно поверхностные и упрощают дело.

- Ваши передачи были глубже?

- Би-би-си редко использует в передачах крупных учёных. А в наших передачах, я думаю, в целом были более крупные люди. И они больше говорили именно по существу проблем науки и общества.

Запись в новой студии: Сергей Капица и Владимир Зернов

- У Вас в основном дискуссия, а у них визуальность?

- Да, у нас дискуссия, а у них визуальность и просветительская деятельность. Это тоже очень важно и нужно, но несколько другие методы, другой адрес и другие персонажи.

Дискуссия между съемками: Сергей Капица,  главный продюсер Светлана Попова

- А канал «Discovery» Вы смотрите?

- Иногда смотрю. Добротно очень. Профессиональные вещи, сделанные в ином ключе, иная цель преследуется, и это тоже нужно. Я был в Бостонской студии в Америке. Это клон традиции Би-би-си. Не знаю даже, существует студия сейчас или нет. Я как-то не видел её в последнее время... Карл Саган (американский астроном, астрофизик, популяризатор науки) — вот крупная была личность на телевидении, работал над созданием научно-популярных телесериалов, в частности — серий «Космос». У искусствоведа Кеннета Кларка шла другая серия — «Нагота в искусстве», такая всемирная история искусства. Приглашались крупные личности, которые говорили о своем взгляде на историю искусства. Начиная от Древнего Египта по наши дни. Импрессионисты для него уже были неприемлемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Какие-то ваши традиции по-своему развивал, кажется, Александр Гордон в «Ночном разговоре»...

- Он талантливый человек. Но он не понимал, о чем говорил. Поэтому приглашал всегда двоих, которых умел стравить. И тогда он мог над ними возвыситься, это такой приём. К тому же, личности у него были второстепенные.

- Как понять, что зрителям нравится передача?

- Вы прислушиваетесь к тому, что вам говорят друзья и недруги. А потом возникает какое-то мнение. Самокритичность должна быть. Но это зависит именно от того творческого коллектива, который существует. Раньше была переписка по передачам, это очень внимательно отслеживалось, вместо рейтинга было, кстати. К сожалению, Академия Российского телевидения не стала таким органом, который мог бы как-то обсуждать всё, вне партийных интересов. А это очень важно. Например, раньше «ТЭФИ» не превратилась бы в такое... по существу, в правление одного класса. Я же не получил ни одной премии «ТЭФИ». Только в прошлом году, в 2008-м, когда ушёл Владимир Познер, мне дали премию «За личный вклад в развитие российского телевидения».

Источник: Капица Сергей, Невероятное и неочевидное, в Сборнике интервью: Эфир Отечества. Создатели и звёзды отечественного телевидения и своей работе, Книга 1 / Сост.: В.Т. Третьяков, М., «Алгоритм», 2010 г.

очевидное невероятное сергей капица

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий