Белые карлики указали на непостоянство фундаментальной константы

Одна из фундаментальных физических констант, постоянная тонкой структуры, может быть разной для белых карликов и других частей Вселенной, что в перспективе потребует пересмотра представлений об устройстве мироздания.

Одна из фундаментальных физических констант, постоянная тонкой структуры, может быть разной для белых карликов и других частей Вселенной, что в перспективе потребует пересмотра представлений об устройстве мироздания, говорится в статье журнала Physical Review Letters.

"Идея того, что законы физики могут отличаться для разных частей космоса, является крайне серьезным заявлением, которое нуждается в веских доказательствах. Мы выбрали белый карлик, так как теория предсказывает, что в их окрестностях могут существовать экзотические скалярные энергетические поля, в которых постоянная может меняться под действием гравитации", — заявил Джулиан Беренгут из университета Нового Южного Уэльса в Сиднее (Австралия).

Беренгут и его коллеги уже несколько лет пытаются выяснить, является ли постоянная тонкой структуры ("альфа"), определяющая интенсивность электромагнитного взаимодействия между частицами, одинаковой для всех частей Вселенной, о чем постулирует принцип эквивалентности в теории относительности Эйнштейна.

Поводом для таких исследований послужили наблюдения за квазарами в 2010 году, которые показали, что значение "альфы" могло быть несколько меньше в далеком прошлом Вселенной, чем показывают замеры на Земле. Беренгут и его коллеги не решились объявлять о непостоянстве константы и попытались найти аналогичные "сдвиги" в ее значении в спектре атмосферы белых карликов.

Для этого астрономы изучили белый карлик G191-B2B в созвездии Жирафа при помощи телескопа "Хаббл". Они обращали особое внимание на линии поглощения в спектрах ионов никеля и железа, расстояние между которыми зависит от значения константы. Ученые не зафиксировали больших расхождений в значениях "альфы", однако нашли намеки на ее отклонение в пределах одной части на десять тысяч. Авторы статьи планируют вычислить точную разницу между ними, используя ионы никеля и железа на Земле, что позволит им окончательно подтвердить или опровергнуть теорию о непостоянстве константы.

белый карлик вселенная постоянная тонкой структуры университет нового южного уэльса