Большой коллектив авторов из различных университетов США вместе с коллегами из Швейцарии показал в эксперименте, что молодые лабораторные мыши становятся более медлительными, слабыми и забывчивыми, если в их кровь добавить молекулу, имеющуюся в изобилии в крови старых мышей. Авторы работы считают, что за такое превращение отвечает иммунный белок бета-2-микроглобулин. Они опубликовали свое открытие в журнале Nature Medicine, передает Science.

Бета-2-микроглобулин (B2M) находится в крови животных и обычно отвечает за разделение собственных клеток и внешних патогенов. В высокой концентрации этот белок встречается у пациентов с болезнью Альцгеймера и другими когнитивными расстройствами. Например, у больных с поражением почек, которые делают гемодиализ.

Чтобы точно установить роль бета-2-микроглобулина, ученые сначала измерили его уровень в крови людей и лабораторных мышей разного возраста. Они обнаружили, что уровень B2M в крови с возрастом возрастает. Затем они перешли к опытам. Молодым мышам, возрастом всего три месяца, они вводили в кровь порцию этого белка и наблюдали, как у животных неожиданно становилось плохо с памятью. Они не могли пройти задание «водный лабиринт», делали в нем несколько ошибок, хотя уже были натренированы раньше ориентироваться в лабиринте. Обнаружилась и другая особенность. Мозг этих мышей содержал меньше новых нейронов. Только спустя месяц, когда организм грызунов очистился от B2M, восстановилась и их память. Число новых нейронов также вернулось в норму.

Тогда ученые провели другой эксперимент, для которого они вывели особых генно-модифицированных мышей — с выключенным у них геном, отвечающим за выработку B2M. В сравнении с контрольными, то есть обычными, мышами, престарелые мыши без B2M лучше учились и запоминали задачи, почти также хорошо как молодые животные проходили водный лабиринт. Сходные результаты были получены, когда они вырастили мышей без другой иммунной молекулы — MHC1. То есть работа обоих этих белков влияет на наш мозг.

Эксперты, комментирующие это исследование в СМИ, в один голос отметили его важность. Кроме всего прочего, эта работа показала, что на проблемы с памятью можно влиять через кровь животных, что особенно ценно для медицины.

Поиском молекулярных основ памяти занимаются многие научные группы, это передний край науки. Недавно портал Научная Россия рассказывал об исследовании белка, регулирующего долговременную память.