Белорусы выбрали 10 открытий года

Национальная академия наук страны подвела итоги работы за 2012 год

Белорусская Национальная академия наук определила 10 наиболее значимых достижений учёных за 2012 год. Об этом сообщает БЕЛТА.

В области космонавтики был отмечен запуск Белорусского космического аппарата, который завершил создание Белорусской системы дистанционного зондирования Земли.

Основное достижение в области физики связано с созданием источника терагерцового излучения, способного делать видимыми объекты внутри различных тел. Белорусские ученые научились работать с одиночными фотонами, используя их свойства для защиты информации. Кроме того, они участвовали в подготовке и проведении экспериментов на Большом адронном коллайдере.

Информатики и биохимики, используя методы компьютерного моделирования, осуществили математический дизайн четырех химических соединений, обладающих широким спектром нейтрализующей активности к ВИЧ-1. Сконструированные соединения способны к блокаде функционально важных участков оболочки вируса и представляют перспективные базовые структуры для создания новых лекарственных препаратов против СПИДа.

Белорусские математики разработали методы операторного интерполирования в функциональных пространствах, которые используются в численных способах решений широкого класса интегро-дифференциальных уравнений, включая уравнение с вариационными производными.

Химики разработали тонкоплёночные технологии, позволившие создать поляризационные 3D-очки для получения объемного телевизионного изображения по технологии RealD. Учёные создали оригинальное антацидное (снижающее кислотность желудка) лекарственное средство «Альгиномакс». Они также разработали технологии получения противоопухолевых генетических лекарств первого поколения «Пеметрексед» и «Азацитидин».

Белорусские биохимики вместе с российскими учеными научились изучать тонкие взаимодействия белковых молекул путем их связывания с парамагнитными частицами. Это необходимо для разработки лекарственных препаратов нового поколения.

Материаловеды разработали технологию магнитореологического полирования, позволяющую достигать нанометровой гладкости больших поверхностей, что необходимо для получения высокоточных оптических изображений, в том числе и космических. Также белорусские ученые разработали технологию получения больших образцов графита. На ее основе можно будет создавать наноэлектронные устройства следующего поколения.

Белорусские физиологи и биофизики создали устройство, позволяющее ускорить превращение стволовых клеток в нейроны, что очень важно в терапии заболеваний кровообращения мозга.

Генетики предложили способ определения целостности генома лимфоцитов крови с помощью исследований, проводимых в одиночных клетках методом ДНК-комет. Это позволит улучшить раннюю диагностику возможного вредного влияния экологических факторов на здоровье человека.

Учёные-аграрии установили, что у животных – носителей синдрома DUMPS происходит синтез укороченного белка с нарушенными биологическими функциями. Это позволило разработать тест-систему диагностики наследственной патологии у крупного рогатого скота, приводящей к гибели эмбрионов.

Историки составили уникальный свод исторических данных и археологических материалов, относящихся к национальному парку «Припятский»: с момента появления первого человека до современности, что стало основой для создания местного музея.

Источник: www.belta.by