Белорусы ищут лекарство против ВИЧ

С помощью суперкомпьютера белорусским учёным удалось отобрать потенциалные анти-ВИЧ-агенты

Учёные из Института биоорганической химии НАН Беларуси заявляют, что приблизились к созданию принципиально новых лекарств против ВИЧ. Их работа в прошлом году была включена в десятку наиболее значимых научных достижений академии.

Сложные теоретические исследования ученым-биохимикам удалось провести благодаря российско-белорусскому суперкомпьютеру «СКИФ», установленному в Объединённом институте проблем информатики НАН Беларуси.

Учёные поставили задачу – блокировать у ВИЧ петлю V3, с помощью которой он прикрепляется к здоровой клетке. Проблема в том, что эта петля постоянно модифицируется, соответственно, большинство антител теряют способность противостоять вирусу.

«Но мы предположили: у петли V3 должны быть не изменяющиеся участки. Они-то и отвечают за прикрепление вируса к клетке в организме человека. С ними же взаимодействуют и антитела, нейтрализуя вирус. Следовательно, нужно эти участки найти, а затем выявить химические соединения, которые могли бы имитировать функцию антитела и нейтрализовать вирус», – пояснил главный научный сотрудник Института биоорганической химии Александр Андрианов.

С помощью суперкомпьютера учёные проверили вероятную противовирусную активность 12 потенциальных препаратов. Выяснилось, что 2-3 соединения могут быть эффективны против ВИЧ. На их базе продолжится конструирование новых лекарственных форм.

Впрочем, говорить о том, что новое лекарство уже найдено, было еще рано. Выявленное вещество оказалось нерастворимым в воде, поскольку содержало остаток жирной кислоты. Этот остаток удалось заменить на нужные составляющие. Полученное химическое соединение явилось искусственным аналогом вещества, присутствующего в организме человека, значит, его токсическое влияние будет умеренным. Противовирусное действие этого соединения впоследствии подтвердили медицинские эксперименты, проведенные в Республиканском научно-практическом центре эпидемиологии и микробиологии.

Источник: www.rg.ru