Белорусское хитозановое производство раскрыло свои секреты

Как объяснили белорусские инноваторы, для производства хитозана в стране используются не панцири ракообразных, а кутикулы насекомых

Как сообщалось ранее, в Белоруссии налаживается производство заживляющих бинтов из хитозана. Теперь, как рассказывает газета «Республика», представители ОАО «Завод горного воска» концерна «Белнефтехим» провели презентацию проекта.

Нановолокно производится на предприятии чешской установкой Nanospider (то есть «нанопаук»). Чтобы настроить её на изготовление хитозановых бинтов, учёным и инженерам завода пришлось потрудиться. Аппарат предназначен для создания покрытий из полимерных волокон вообще, но зарубежные разработчики не предложили готовых решений для конкретных полимеров, и все тонкости обращения с хитозаном наши ученые постигали самостоятельно.

«Получение нановолокон – очень сложный, высокотехнологичный процесс. Может показаться, что стоит взять сухой биополимер, поместить в растворитель, полученный гель залить в ванночку, и в результате получим нановолокна. Это не так. Ведь чтобы определить нужный растворитель, требуется перебрать множество вариантов, найти его концентрацию и специальные добавки, рассчитать оптимальную вязкость полимера, температурный режим работы, влажность воздуха внутри установки, соблюсти множество других тонкостей. Необходимо было добиться также, чтобы молекулы принимали форму не клубков, к чему они стремятся, а вытянутых нитей. Некоторые страны, производящие хитозан из морских ракообразных и экспортирующие его в больших объемах, таких технологий электроформования не имеют, хотя давно пытаются их получить. Мы же нашли нужные решения всего за полгода», – объяснил заведующий кафедрой технологии нефтехимического синтеза и переработки полимерных материалов БГТУ, член-корреспондент, доктор химических наук, профессор Николай Прокопчук.

Интересно, что сравнительные испытания импортного хитозана и белорусского, выпуск которого осваивает ООО «БелРосБиоТех» в Брестской области, показали полное превосходство отечественного продукта. Он оказался не только дешевле импортного, но и качественнее, так как извлекается не из панцирей морских ракообразных, а из кутикул насекомых.

«Высокое качество нашего продукта объясняется тем, что в нем наряду с хитозаном содержится пигмент меланин – активный антиоксидант, и для извлечения этого комплекса из хитина мы не используем агрессивные кислоты. В результате хитозан-меланиновый комплекс сохраняет плотную пленкообразующую природную структуру, что отличает его от рыхлого чистого хитозана, полученного из ракообразных. Тандем меланина и хитозана оказывается исключительно полезным: первый компенсирует в организме человека недостаток природного пигмента, которого в пасмурную погоду, типичную для нашей не совсем солнечной страны, вырабатывается мало, второй поглощает токсины и радионуклиды»,  – рассказал директор «БелРосБиоТех» Виталий Промчук.

«К тому же технология, разработанная соучредителем нашего предприятия Кириллом Жминько, не причиняет ущерба окружающей среде, а несет только пользу, так как мы утилизируем отходы животноводства, в том числе и павших животных. Их мясом питаются личинки мух, которые развиваются до нужного размера всего за 6 дней. В дело идет все. Из кутикул мы производим хитозан, а содержимое личинок перерабатываем в белково-липидный концентрат — чрезвычайно полезный ингредиент корма, используемого в рыбной и животноводческой отраслях. Остатки жизнедеятельности личинок тоже не пропадают. Они превращаются в гумус и биотопливо. Таким образом, из 100 килограммов выращенных личинок в сутки мы получаем до 18 килограммов белково-липидного концентрата и более 1 килограмма сухого хитозан-меланинового вещества»,  – добавил руководитель предприятия.

Источник: respublika.info