Белорусы создают генетически модифицированную клюкву

Клюква, которую создают белорусские специалисты, устойчива к грибным заболеваниям и, к тому же, сладкая

Белорусские учёные впервые в стране создают генетически модифицированное ягодное растение. Объектом изучения специалистов стала клюква, сообщает минская «Народная газета». Разработки ведёт отдел биохимии и биотехнологии Центрального ботанического сада Национальной академии наук.

Для выращивания клюквы лучше всего подходят бывшие торфяники. Саженцы клюквы растут медленно, и урожай получается только на четвертый-пятый год жизни растения. С каждым годом посадки все больше страдают от болезней, вызванных грибными инфекциями, особенно молодые побеги. Поэтому учёные поставили цель обеспечить у клюквы изначальную устойчивость к грибным инфекциям. Для этого в контролируемых условиях в клетки культуры ввели ген, клонированный из африканского растения Thaumatococcus daniellii. Этот ген отвечает за выработку специального защитного белка, который синтезируется во время созревания плодов. Благодаря его действию растение становится устойчивым к патогенам. В перспективе возможно создание нового сорта клюквы, и для этого потребуется пять-шесть лет испытаний полученного растения.

Из Thaumatococcus daniellii получают подсластитель тауматин. Поэтому учёные не исключают, что введение гена растения может повлиять на вкус клюквы: возможно, она будет слаще обычной. Пока исследователи рискнули попробовать на вкус листочки генетически модифицированной клюквы, и они оказались сладкими. Кроме того, созданные растения подвергли ряду испытаний, в том числе они прошли фитопатологические тесты на устойчивость к грибным инфекциям. Выяснилось, что созданные растения обладают повышенной устойчивостью к грибным патогенам, при этом не имеют никаких отклонений от исходного сорта по форме, окраске, развитию листовых пластин, а также по биохимическому составу, за исключением наличия защитного белка растений.

Теперь готовятся полевые испытания. Для них уже создан специальный полигон площадью 0,45 га, тщательно изолированный от окружающей среды.

Источник: ng.by