Найден ген навигации у пчёл

Впервые доказано, что процессами обучения у насекомых и млекопитающих управляют фактически одни и те же молекулярные механизмы

Американские энтомологи из Иллинойского университета в Урбане-Шампейне идентифицировали ген, который отвечает за обучение пчёл ориентации на местности, и проследили навигацию у этих насекомых на нейронном уровне. Результаты их исследований опубликованы в журнале Journal of Experimental Biology, а также на сайте университета.

В поисках нектара медоносная пчела (Apis mellifera) может улететь  достаточно далеко от улья, но каждый раз ей удаётся найти дорогу обратно. Известно, что юные рабочие особи отрабатывают навыки навигации во время тренировочных полётов вблизи улья, учатся ориентироваться по расположению элементов на местности, включая сам улей, а также по движению солнца. Однако, как показали последние исследования, найти дорогу в незнакомой местности им помогают не тренировки, а ген Egr. Этот регуляторный ген активизируется в мозге пчелы, когда она учится искать пищу и приносить её домой. Согласно наблюдениям, активность Egr быстро возрастает в грибовидных телах пчелиного мозга всякий раз, как насекомое попадает в новую местность. Это справедливо как для пчёл-новичков, так и для старших особей, которых помещали в незнакомую обстановку.

По словам учёных, данный ген у насекомых эквивалентен гену Egr1, участвующему в процессах обучения и распознавания нового у млекопитающих. Они оба кодируют соответствующие транскрипционные факторы – особые белки, регулирующие активность других генов. Выяснилось, что ориентация у пчёл основана на молекулярном механизме, задействованном во множестве видов обучения у других животных – такая генетическая параллель выявлена впервые.

«Это открытие – важный шаг в изучении того, как медоносные пчёлы могут столь хорошо ориентироваться с таким крошечным мозгом, – говорит руководитель исследования, профессор энтомологии Джин Робинсон (Gene Robinson). По его словам, участие в когнитивных процессах у пчёл гена Egr – свидетельство того, что «некоторые молекулярные механизмы, лежащие в основе пластичности поведения, имеют глубокие корни в эволюции».

Источник: news.illinois.edu