Американцы сумели воссоздать в лаборатории шаровую молнию

Группа учёных из Академии ВВС США научилась выделять светящиеся облака плазмы из специального раствора и поддерживать их на протяжении почти полсекунды

Американские учёные разработали эффективный способ создать подобие шаровой молнии в лаборатории, передаёт телерадиокомпания BBC. Группа сотрудников Академии военно-воздушных сил США в штате Колорадо научилась выделять светящиеся облака плазмы из специального раствора и поддерживать их на протяжении почти полсекунды.

В природе шаровую молнию можно увидеть летящей над полями, проходящей сквозь здания или даже прыгающей по проходу между сидениями в самолёте. Но это природное явление столь же редко, сколь и опасно, поэтому его крайне сложно изучать. Учёные из Колорадо, чьё исследование опубликовано в Journal of Physical Chemistry, надеются, что их подход сможет помочь науке лучше понять шаровую молнию.

«Термин «шаровая молния» используется как общий термин для описания явлений, увиденных в природе, которые нельзя описать как обычную молнию, чёточную молнию или такие вещи, как огни святого Эльма или полярное сияние. И скорее всего, это не одно явление, а несколько, обладающих похожими отличительными признаками», – говорит руководитель проекта Майк Линдси.

В своей научной статье он и его коллеги описывают предыдущие исследования, для которых создавался «тлеющий разряд» плазмы (заряженного газа) над раствором электролитов. В новых экспериментах они использовали те же методы, но изменяли условия, чтобы шар плазмы держался как можно дольше.

«Я не думаю, что мы создали молнию, хотя начальные стадии электрического заряда, во время которых создается «плазмоид», во многом похожи на молнию. Это просто электрические дуги – в данном случае, электрические дуги к поверхности раствора электролитов», – поясняет Линдси.

Используя камеры ускоренной съёмки для наблюдения за своими экспериментами, исследователи обнаружили, что изменяя кислотность раствора электролитов, можно создать более устойчивые шары плазмы. А чем дольше держится шар, тем больше времени есть у учёных, чтобы исследовать его свойства – в том числе рассмотреть плазму через инфракрасный свет, проследить, как со временем изменяются её плотность и структура

По их данным, внутри подобия шаровой молнии содержится водяной пар и углекислый газ – наряду с другими, ещё неизвестными субстанциями.

Хотя физики признают, что репрезентативность их экспериментов остаётся «открытым вопросом», увеличение «продолжительности жизни» подобия молний достаточно, чтобы следующие исследователи могли лучше их изучить и найти более убедительный ответ на вопрос, что же это такое, подчёркивает Линдси.

метеорология шаровые молнии