Бактерии способны выстраивать живые сети, проводящие электричество

Бактериальные живые нанопровода могли бы помочь преодолеть  не поддающийся пока инженерам разрыв между твердотельной электроникой и биологическими системами

Некоторые виды бактерий способны проводить электричество как живые проводники. Это удивительное явление «живых поводящих сетей» исследуют биологи в последние несколько лет.

Группа исследователей из Орхусского университета (Дания) обнаружила, что многоклеточные цепочки морских бактерий из рода Desulfobulbus могут передавать электроны, которые бегут по бактериальным нитям, как по проводам. А их коллеги из Массачусетского университета (США) установили, что биопленки бактерий Geobacter sulfurreducens демонстрируют электронную проводимость, сравнимую с проводимостью синтетических металлических наноструктур.

Микробиологам давно известно, что на поверхности бактериальных клеток имеются белковые нити – «пили». Они служат бактериям своего рода «пальцами» - с помощью пилей бактерии «ощупывают» среду вокруг, принимают сигналы извне, устанавливают контакты друг с другом. Чего точно никто раньше не знал, так это как пили (точнее, белки, из которых они состоят) способны проводить заряженные частицы. Эксперименты с Geobacter sulfurreducens показали, что в их биопленках обмен электронами между клетками происходит именно через эти самые пили, растущие по поверхности клетки. Их электропроводность обеспечивают особые белки пилины - строительный материал для бактериальных нитей.

Ученые детально исследовали трехмерную структуру этих белковых нитей, и в результате перед ними предстала структура, которую авторы исследования сравнивают ее с карамельной тростью. Свободные электроны «бегут» по винтовому маршруту. Пока, однако, ученые не могут сказать, а какое расстояние в этом живом проводнике могут «перескакивать» электроны, для этого нужно поставить дополнительные опыты, причем с самими фибриллами Geobacter sulfurreducens.

Такие бактериальные живые нанопровода могли бы помочь преодолеть тот самый не поддающийся пока инженерам разрыв между твердотельной электроникой и биологическими системами, выступив недорогим и нетоксичным посредником между электронной системой и клеткой. Это может привести, например, к появлению нового поколения протезов, управляемых непосредственно нервной системой.

С другой стороны, электрические бактерии можно было бы использовать при очистке среды от токсичных металлов и прочих неприятных веществ, ускоряя их химические превращения с помощью живого электричества.

geobacter sulfurreducens бактериальные нанопроводники массачусетский университет орхусский университет пилин проводимость бактериальных структур