Большой адронный коллайдер (БАК, или LHC) в Европейском центре ядерных исследований (Швейцария) 21 мая установил рекорд. Его протонные пучки впервые столкнулись с суммарной энергией 13 ТэВ. Это именно та энергия, ради которой его строили. Столкновение проходило в тестовом режиме, чтобы проверить системы защиты ускорителя и детекторов (каллиматоры) от частиц, которые отлетают с концов пучка, сообщает пресс-служба ЦЕРН.

Каллиматоры, принимающие блуждающие частицы, настроили на работу в условиях столкновения пучков. Это необходимо, чтобы защитить сверхпроводящие магниты и детекторы (с которых ученые снимают данные). После достижения энергии 13 ГэВ команда коллайдера в течение нескольких часов следила за его работой. Кстати, следить за работой энергией и интенсивностью пучков БАК можно и онлайн в реальном времени на специальном мониторе.

Штатная работа коллайдера на максимальной энергии и сбор научных данных начнутся в начале июня. Таким образом, БАК достиг своей цели, и следующие три года даст ученым возможность искать физику за пределами Стандартной модели. Правда, все предыдущие открытия и достижения ее подтверждали, начиная с открытия бозона Хиггса в 2012 году, и заканчивая недавним достижением, опубликованным в Nature, об обнаружении суперредкого распада B-мезона на два мюона. Но все же ученые надеются, что где-то в экзотических областях, в самых неудобных «уголках» материи, на каких-нибудь уровнях энергии, мелькнет Новая физика (или даже суперсимметрия, которую уж было совсем забыли) хотя бы в тех же суперредких процессах.

Напомним, что 26-километровый ускоритель, расположенный под землей около столицы Швейцарии Женевы, останавливали на целый год, чтобы подготовить для работы на энергии 13 ГэВ. Коллайдер вновь запустили совсем недавно — 6 апреля 2015 года, о чем портал Научная Россия, разумеется, сообщал. В строительстве и работе коллайдера принимают участие многие научные институты и коллективы из России, см., например, «НИИЯФ МГУ займется разработкой новых сцинтилляторов».