На Байкале появится глубоководная сейсмостанция

Уникальная глубоководная научная станция, позволяющая предсказывать землетрясения за двое суток, появится на Байкале в 2013 году

Уникальная глубоководная научная станция появится на Байкале в марте 2013 года, её данные позволят предсказывать землетрясения за двое суток на основе точных измерений колебаний электромагнитного поля Земли, сообщил РИА Новости директор НИИ прикладной физики Иркутского университета (ИГУ) Николай Буднев.

Район Байкала (так называемая Байкальская рифтовая зона) относится к территориям с высокой сейсмичностью; мощные подземные толчки регулярно наблюдаются в Иркутской области и Бурятии. Эксперименты с измерением колебаний электромагнитного поля в этом регионе начались в 2003 году. Учёные поставили специальную установку, которая представляет собой электрическую антенну с датчиками и акустическим передающим устройством. В августе 2008 года удалось зафиксировать сильные изменения поля накануне крупного землетрясения с эпицентром в южной части озера (восемь баллов).

Специалисты предположили, что обнаруженное явление имеет тектоническую природу, но, как отметил Буднев, детали механизма изменений электромагнитного поля перед землетрясением требуют уточнения и проверки. Для этих целей в Иркутском университете разрабатывается серия новых, более совершенных станций для долговременных многопараметрических наблюдений.

Первую такую станцию и установят на Байкале весной следующего года. «Она будет регистрировать все шесть компонентов электромагнитного поля и ряд других параметров. Частично «железо» уже готово и установлено в районе Байкальской нейтринной обсерватории», – заявил директор НИИ прикладной физики.

По его словам, вся информация с подводной станции будет доступна учёным в режиме реального времени по сети Интернет, связь с ней будет осуществляться с помощью гидроакустики. В будущем в районе самого крупного пресноводного озера планеты, очевидно, можно создать целую систему, которая позволит предсказывать место, время и магнитуду сильных землетрясений.

Буднев также сообщил, что в проекте, кроме ИГУ, участвуют специалисты центра геоэлектромагнитных исследований Института физики Земли имени О.Ю. Шмидта РАН (ЦГЭМИ ИФЗ РАН) и Института ядерных исследований (ИЯИ РАН), а его финансирование осуществляется в том числе за счёт средств Российского фонда фундаментальных исследований и бюджета Иркутской области.

байкал землетрясения научные станции отечественные разработки стихийные бедствия учёт/наблюдение/мониторинг