Крылья насекомых убивают бактерии за счёт своих физических свойств

Это открытие может помочь учёным разработать материалы, снижающие риск распространения болезней в местах общего пользования

В природе существуют поверхности, способные убивать бактерии лишь благодаря своей физической структуре – такое сенсационное открытие сделала международная группа учёных во главе с Еленой Ивановой из Австралийского технологического университета Свинберна. В частности, такими удивительными свойствами обладают крылья некоторых насекомых, например, цикады вида Psaltoda claripennis.

У этой цикады на крыльях расположено множество «наностолбиков» – выростов, сопоставимых по размеру с бактериями. Причём вершины этих столбиков являются не острыми, а почти плоскими. Как предположили Иванова и её коллеги, когда микроб попадает на крыло насекомого, его клеточная мембрана частично «прилипает» к таким выростам, а частично проваливается в полости между ними. И если мембрана достаточно тонкая или мягкая, то именно эти провалившиеся участки могут дать разрыв за счёт поверхностного натяжения.

«Это как с каким-нибудь эластичным листовым материалом, вроде резиновой перчатки. Если вы возьмёте кусок латекса в обе руки и начнёте медленно тянуть за края, то в центре он будет становиться всё тоньше и в конце концов начнёт рваться», – объясняет Иванова.

Гипотеза была подтверждена экспериментами, в ходе которых учёные поместили на крылья цикад бактерии, предварительно облучённые СВЧ-излучением с целью получить клеточные мембраны различной прочности.

Дальнейшие исследования этого феномена, возможно, приведут к созданию искусственных материалов с похожими бактерицидными свойствами. По мнению инженера-химика Анн-Мари Китциг (Anne-Marie Kietzig) из университета Макгилла в Монреале (Канада), комментировавшей работу своих австралийских коллег, такие материалы можно будет использовать в дизайне и отделке общественных мест, где существует высокая вероятность распространения болезнетворных микробов (например, как покрытие для автобусных поручней). Это позволит избежать применения сильнодействующих моющих средств, многие из которых экологически небезопасны.

курьёзы микробиология наноматериалы насекомые