Радиоактивные бактерии – ещё одно средство против рака

Бацилла менингита, в структуру которой внедрён радиоактивный изотоп, может уменьшать количество раковых клеток на 90 процентов, выяснили американские учёные

Новым союзником человечества в борьбе с онкологическими заболеваниями могут стать бактерии, причём такие, которые сами по себе являются переносчиками весьма опасных болезней. Обратить зло во благо помогают генетические технологии вкупе с радиохимией – именно на этом основано исследование учёных из медицинского колледжа Альберта Эйнштейна в Нью-Йорке, принесшее весьма сенсационные результаты.

Ещё несколько лет тому назад американские микробиологи обнаружили любопытные свойства палочковидной бактерии Listeria monocytogenes: хотя этот микроб серьёзные заболевания вроде менингита, иммунная система здорового человека легко его уничтожает. А если в него добавить часть ДНК из раковой клетки, то это может дать дополнительный импульс иммунитету, заставив его реагировать на такие клетки до того, как они успеют сформировать опухоль. В 2009 году Клаудия Грейвкамп (Claudia Gravekamp), работавшая тогда в медицинском центре Калифорния Пасифик в Сан-Франциско, проводила эксперименты с вакциной на основе бактерий Listeria и получила новый интересный результат: модифицированный микроорганизм самостоятельно убивал клетки рака груди у мышей. Это заставило исследователей задаться вопросом, а можно ли использовать микробы в качестве «средства доставки» терапевтических препаратов для более эффективного уничтожения рака.

Недавно, уже в колледже Эйнштейна, Грейвкамп совместно с выходцем из России Екатериной Дадачовой разработала на основе той же бациллы Listeria monocytogenes самую настоящую атомную бомбу, присоединив к одному из антител на неё радиоактивный изотоп рений-188. Целью на этот раз был избран рак поджелудочной железы – одна из наиболее трудноизлечимых форм злокачественной онкологии, обладающая повышенной склонностью к образованию метастазов.

Именно против последних «ядерная» бактерия оказалась наиболее эффективной: с её помощью было уничтожено до 90 процентов клеток в «отростках» опухоли и до 64% – в основной опухоли. Параллельно проводилась терапия другой группы мышей с помощью уже известной микробной вакцины, результат составил 50 и 20 процентов соответственно.

По словам учёных, они рассматривают радиоактивные микробы как средство для дополнительной терапии метастазов, которая будет следовать за уничтожением основной опухоли хирургическим путём или традиционной радиотерапией. Исследователи планируют «привить» на бактерию другие виды изотопов, чтобы достичь лечебного эффекта и против оставшегося количества метастатических клеток, которые также могут оказаться смертоносными.

Источник: news.sciencemag.org