Бактерии повсеместно жили на суше уже 2,75 млрд лет назад

Изучение пород, найденных на западе Австралии, меняет представления о развитии жизни на Земле

Существуют свидетельства микроскопической жизни на суше 2,75 миллиардов лет назад, однако многие учёные полагают, что её распространение было ограниченным из-за отсутствия озонового слоя, который защищает от ультрафиолетовой радиации.

Специалисты из Вашингтонского университета думают, что микробы были уже в то время широко распространены на суше. Они производили кислород и подвергали воздействиюпирит, высвобождая в океан серу и молибден.

В сланцах горы Макрей возрастом около 2,5 миллиардов лет на западе Австралии, которые изначально представляли собой мелкозернистые океанские осадки, обнаружены высокие концентрации сульфидов и молибдена. Это поддерживает гипотезу о том, что соли серной кислоты появились с суши, высвобожденные активностью микроорганизмов.

«Это показывает, что жизнь не просто существовала в нескольких небольших местах. Она была важна в масштабе планеты, так как обеспечивала поток сульфатов с суши в океан», – считает автор работы Эва Штюкен (Eva Stüeken).

Приток серы, в свою очередь, способствовал распространению жизни в океане. Он мог обуславливаться и другими процессами, например, вулканической активностью. Однако в пользу бактерий говорит то, что он шёл параллельно с притоком молибдена.

Если гипотеза верна, то это означает, что бактерии суши производили кислород задолго до кислородной революции (около 2,4 миллиардов лет назад), которая создала существующую и по сей день богатую кислородом атмосферу.

Сера могла позволить морским микробам потреблять метан, что могло создать условия для оксигенации атмосферы. До этого большая часть кислорода разрушалась при взаимодействии с метаном, поступавшим из океана в воздух.

«Это подтверждает теорию о том, что кислород производился уже за несколько сот миллионов лет до кислородной катастрофы. Просто достижение высоких концентраций кислорода заняло время», – считает Штюкен.