Бактерии – социальные организмы?

Микробиологи начали изучать взаимодействие между популяциями бактерий

Специалисты из Массачусетского технологического института утверждают, что бактерии могут организоваться в социальные структуры, как растения и животные. Об этом со ссылкой на публикацию в журнале Science сообщает Национальный научный фонд США.

Некоторые бактерии способны производить химические соединения, которые замедляют рост других популяций бактерий или убивают их.

Авторы работы считают, что таким образом бактерии играют разные социальные роли. Причём конкурируют друг с другом не только отдельные бактерии, но и целые популяции.

Биолог Отто Кордеро (Otto Cordero), возглавивший исследовательскую группу, заявил: «Бактерии всегда считались очень эгоистичными организмами, а их популяции – сборищами клонов. Это противоречит тому, что нам известно о популяциях животных и растений, члены которых могут разделять обязанности, выполнять различные взаимодополняющие задачи и действовать синергетически».

При содействии Океанографической службы в Вудс-Хол (Массачусетс) и Французского исследовательского института эксплуатации моря решили выяснить, существуют ли в природе полноценные популяции у бактерий.

Исследователи обнаружили, что популяции бактерий в океане активно и агрессивно соревнуются между собой, используя антибиотики в качестве «оружия». Бактерии производят антибиотики, чтобы получить конкурентное преимущество, подорвав существование потенциальных конкурентов. Это случается во время борьбы за жизненное пространство.

Объектами изучения стали 185 разных, хотя и родственных, бактерий Vibrionaceae. Удалось исследовать около 35 тысяч взаимодействий с участием антибиотиков.

По словам учёных, у бактерий есть социальное деление. «В этих популяциях некоторые бактерии производят антибиотики, которым сопротивляются “свои”, но влиянию которых подвержены члены других популяций», – пояснил Кордеро. Поэтому агрессивные химические реакции происходят в основном между популяциями, а не внутри них.

«Похоже, это групповое усилие, в котором отдельные члены берут на себя роль производителей антибиотиков, а значит, защитников», – добавил учёный.

«Те, кто не производит антибиотики, могут получить выгоду от ассоциирования с производителями, поскольку они могут сопротивляться. Другими словами, антибиотики имеют социальный эффект, потому что они служат на благо популяции в целом», – заявил Кордеро.

Учёный считает, что теперь микробиологии, построенной на изучении культур, то есть генотипов, изолированных от популяции, следует повернуться к изучению популяционных аспектов существования бактерий в естественных условиях.

биологические взаимодействия массачусетский технологический институт микробиология океанографический институт в вудс-хол социобиология