Изучена «дружба» самок бабуинов

Учёные сравнили отношения между самками бабуинов с человеческими

Приматологи установили, что в некоторых парах самок бабуинов существуют отношения, подобные дружбе. Подруги много общаются и поддерживают друг друга в конфликтах. Похоже, что такие отношения способствуют росту продолжительности жизни, репродуктивности и стрессоустойчивости.

Биологи документировали социальные взаимодействия бабуинов в дельте реки Окаванго в Ботсване. Они пытались выяснить, почему некоторые из 45 исследованных самок дружат, а другим сложно формировать подобные социальные связи. Статья с результатами работы опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Для объяснения феномена учёные решили совместить две традиции. Одна исходит из  исследования индивидуальных характеристик, как человеческих, и применяет такие понятия, как экстраверсия и интроверсия. Другая основана на поведенческой экологии и старается ответить на вопрос, каковы преимущества того или иного поведенческого акта.

Исследователи фиксировали частоту таких действий, как объятия и угрозы. Смотрели и на то, издают ли самки ворчащие звуки при виде других самок – это звук примирения и доверительных отношений по отношению к младшим самкам и их детям (бабуины вообще очень любят нюхать, трогать и носить чужих детей).

Получилось, что есть три личностных измерения: «любезные», «отчуждённые» и «одиночки». Первые склонны к дружбе, чаще ворчат и редко бывают одни. Вторые более агрессивны и ворчат только старшим самкам, если хотят поиграть с их детьми. Одиночки вообще мало взаимодействуют с другими самками.

Такая структура устойчива из года в год. Эти «личностные стили» связаны с силой социальных связей. Самые «любезные» в итоге имеют наибольшие шансы на долгую жизнь и успешное воспроизводство.

Помимо анализа поведения, у бабуинов измеряли уровень кортизола – гормона, связанного со стрессом. У «одиночек» он оказался выше.

«Мы знаем, что некоторые люди более склонны формировать социальные связи по сравнению с другими, и качество социальной сети влияет на здоровье и продолжительность жизни. У бабуинов похожая ситуация. Пока мы не знаем, насколько одинаковы эти ситуации, но похоже, что миллионы лет подобные близкие, стабильные отношения поддержки играли важную роль и у людей», – полагает специалист в области эволюции Джоан Силк (Joan Silk) из Университета штата Аризона.

бабуины зоопсихология эволюционная психология этология