Авиценна

Авиценна написал тома книг по естественным наукам и  был одним из самых отважных борцов за свободу разума на мусульманском Востоке. Многие открытия Авиценны ученые экспериментально подтвердили через сотни лет.

Официально

Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина, или Авиценна. 16 августа 980 – 18 июня 1037. Учёный, философ и врач. Был придворным врачом и визирем при разных правителях. Написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274.

Неофициально

1. Авиценна написал тома книг по естественным наукам и  был одним из самых отважных борцов за свободу разума на мусульманском Востоке.

2. Мальчик, которого по обычаям тех непростых лет назвали Абу Али Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Сина, родился в селении Афшани близ Бухары у чиновника Абдаллаха и его супруги в 980 году нашей эры, или что то же самое, в 370 году хиджры.

3. Энциклопедии называют Авиценну ученым, философом и врачом и не лукавят: его готовы признать своим представители чуть не десятка наук. Об этом замечательно написал поэт Лев Ошанин:

В поэзии рифма бывает бесценна,
А закон консонансной рифмы таков:
Медицина рифмуется с Авиценной
Вот уже десять летящих веков.
С Авиценной рифмуется звездное небо,
Математика, музыка, солнце и тьма.
С Авиценной рифмуется быль и небыль
И поэзия даже сама.

4. Рассказывают, что первым словом, которое сказал маленький Хусейн было слово «почему». Он рос толковым и любознательным, к 10 годам выучил наизусть Коран. Потом он изучал логику, астрономию, геометрию, музыку.

5. В 14 лет необычайно способный мальчик увлекся медициной, перечитал все трактаты, которые смог найти, и перешел к практике. «Я занялся медициной, – написал он позже в биографии,  – пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приёмам лечения, которые нельзя найти в книгах».

6. 17-летнего Ибн Сину позвали к захворавшему эмиру, которого не могли вылечить придворные врачи. Юный доктор справился, эмир выздоровел и тут же назначил Авиценну личным врачом и разрешил пользоваться знаменитой дворцовой библиотекой.

7. Годы спокойной жизни Авиценны при дворе сменялись годами скитаний и заточений – ведь времена на дворе стояли средневековые, а правители в Средней Азии водились жестокосердые.

8. Среди десятков книг Авиценны по философии, астрономии, среди поэтических сборников и теологических трактатов, рядом с «Книгой знания» – энциклопедией на языке фарси и «Книгой исцеления» – энциклопедией на арабском высится пик – «Канон врачебной науки». В пять объемных томов вместились все медицинские знания, которые накопили люди к XI веку. В первом томе – теория: анатомия, физиология, хирургия. Во втором томе описаны восемьсот простых лекарств – корешки и лекарственные травы. Третий и четвертый тома – болезни человеческих органов и способы их лечения. В пятом томе – прописи сложных лекарств.

9. Авиценна первым описал гепатит, чуму, холеру, проказу, менингит и язву желудка. Многие открытия Авиценны ученые экспериментально подтвердили через сотни лет: лишь в XIX веке, к примеру, подтвердилась гипотеза Авиценны о том, что лихорадочные, то есть инфекционные болезни вызывают невидимые глазу возбудители – их в наши дни назвали вирусами.

10. Разносторонний ученый считается в том числе изобретателем струнного смычкового инструмента гиджака, популярного в Средней Азии.