Северное сияние имеет «голос»

Финским учёным удалось зафиксировать звуковой эффект полярного сияния

Северное сияние – оптическое явление в верхних слоях атмосферы приполярных областей Земли – обладает ещё и звуковым эффектом. Учёные из университета Аалто (Хельсинки) сумели не только услышать, но и записать его «голос».

Звуки, возникающие одновременно со «всполохами», фиксировались как в многочисленных сказках и легендах северных народов, так и в рассказах отдельных лиц. Однако получить научное доказательство данного акустического эффекта физики впервые попытались лишь в 2000-х годах. Хельсинкские специалисты проанализировали исследовательские записи последних 12 лет, а также поставили свой эксперимент, установив поблизости от приёмника электромагнитного излучения три отдельных микрофона, один из которых был снабжён отражателем. Сравнив результаты записи из трёх точек, учёные определили расположение источника звука.

«Наше исследование показало, что во время полярного сияния человек может слышать естественные звуки, связанные с тем, что он видит. Раньше учёные считали, что аврора бореалис возникает слишком далеко, чтобы её можно было слышать. Это правда. Но мы доказали, что звук, ассоциируемый с оптическим явлением, вызван теми же потоками высокоэнергетических частиц с Солнца», – сообщил профессор Унто Лайне (Unto K. Laine).

При этом, добавил он, звуки возникают на гораздо меньшей высоте, чем само сияние: судя по результатам измерений, эта высота составляет всего около 70 метров.

Финские физики поделятся своим открытием с коллегами на 19-м международном конгрессе по звуку и вибрации (ICSV), проходящем в эти дни в Вильнюсе.

Источник: Aalto University