На Венере разразилась магнитная буря

Столкновение и слияние магнитных полей противоположной полярности генерирует мощный энергетический поток. Этот процесс, известный как магнитное перезамыкание, может спровоцировать вспышки на Солнце и магнитные бури с захватывающими полярными сияниями на «намагниченных» планетах с мощной атмосферой – таких как Земля, Юпитер и Сатурн.

Однако ученые обнаружили, что магнитные перезамыкания также происходят и на Венере, планете без магнитного поля. Это явление может привести к возникновению полярных сияний на Венере, а также вполне могло стать причиной исчезновения густой и влажной атмосферы, которая, по мнению многих ученых, окружала планету в ее ранний период развития – порядка 4 миллиардов лет назад.

Это открытие также предполагает, что взрывные магнитные явления могут быть обычным делом для любых планет. Так считает автор исследования, ученый-планетолог из Австрии Тьелонг Жанг. Магнитные бури на планетах за пределами Солнечной системы, известных как экзопланеты, могут порой генерировать радиосигналы, достаточно мощные для обнаружения на Земле.

Жанг и его коллеги проанализировали данные с космического корабля Европейского космического агентства Venus Express, находящегося на венерианской орбите с 2006 года. В магнитном шлейфе планеты они обнаружили петлеобразную магнитную структуру, называемую плазмоидом. Жанг считает это явным признаком магнитного перезамыкания.

На планетах земного типа напряжение между противоположными полюсами магнитного поля способствует перезамыканию. Астроном Джонатан Николс (Jonathan Nichols) из Университета Лестера (Англия) считает, что обнаружение магнитных бурь на Венере подтверждает, что даже без магнитного поля планета может служить «анкером», помогающим солнечному ветру замкнуться на себя. Исследование показывает, что магнитное перезамыкание – это «активный процесс, который окружает гораздо большее число космических тел, чем считалось ранее».

Аналогичный вид перезамыкания, определяемого магнитным полем солнечного ветра, вероятно, происходит в хвостах комет. Такие перезамыкания порой приводят к тому, что хвост кометы отваливается и улетает в космос – как это было в 2007 году с кометой Энке. И в этом смысле Венера ведет себя, как большая комета, лишившись своей атмосферы аналогичным образом.

Источник: Рон Коуэн, Nature.com