Обнаружена древнейшая мастерская по обработке кости мамонта

Уже 35 тысяч лет назад человек обладал навыками организации пространства, считают археологи, которые нашли мастерскую

В ходе исследования стоянки охотников на мамонта Брайтенбах неподалёку от немецкого города Цайца археологи обнаружили целую мастерскую работ по кости. Она работала около 35 тысяч лет назад.

Специалисты из Романо-германского центрального музея, археологического центра земли Саксония-Анхальт и других учреждений уже не первый год ведут раскопки в районе Цайца. В минувшем сезоне они обнаружили зоны, которые можно назвать мастерскими по обработке мамонтовой кости.

В одном месте кость расщеплялась, а в другом вырезались изделия и отсеивался мусор. Обнаружены отдельные бусины, заготовки и даже украшенный жезл, а также обработанный в трёх плоскостях объект, который можно считать произведением искусства.

Все эти изделия делал человек разумный из костей, которые уже давно лежали на этом месте. Мамонты либо умерли своей смертью, либо были убиты охотниками. Причём умертвить их могли как наши предки, так и неандертальцы, которые в исследуемом районе исчезли за пару тысяч лет до появления Homo sapiens.

Умение организовать пространство таким сложным образом, как устроена мастерская, у неандертальцев неизвестно. Впрочем, и на стоянках человека разумного с таким непростым обустройством местности археологи практически не встречаются. Изделия из кости мамонта известны преимущественно по находкам в пещерах.

Таким образом, открытие поможет не только лучше понять устройство стоянок позднепалеолитической ориньякской культуры (40—34 тысяч лет назад), но и проследить развитие поведения человека. Учёные надеются также, что теперь им удастся найти свидетельства существования персональных украшений, музыки, искусства, похоронных церемоний уже в эти древние времена.