«Шапочки» золотых рыбок оказались доброкачественными опухолями

Как выяснили петербургские учёные, «шапочки» на головах аквариумных рыбок – это доброкачественные опухоли

«Шапочка» на голове аквариумных золотых рыбок представляет собой генетически детерминированную доброкачественную опухоль кожи. К такому заключению пришли санкт-петербургские специалисты Биомедицинского центра и НИИ онкологии им. Н. Н. Петрова под руководством доктора биологических наук Андрея Козлова и доктора медицинских наук Марка Забежинского. Работа российских учёных – первое в мире свидетельство искусственного отбора доброкачественной опухоли, передаёт портал «Наука и технологии России».

У некоторых разновидностей золотых рыбок Carassius auratus на верхней части головы появляются «шапочки», часто пигментированные, весьма ценимые аквариумистами. Они даже специально получили линии рыбок с «шапочкой»: оранда и её селекционная форма «красная шапочка», львиноголовка, ранчу. Ихтиологи считают «шапочки» жировыми наростами, однако биологическая природа этих разрастаний была мало изучена.

Исследователи закупили у аквариумистов 100 мальков золотых рыбок, полученных при гибридизации оранды (рыбка с «шапочкой») и вуалехвоста (без «шапочки»). Гибридные особи более крепкие, чем оранды. В течение 14 месяцев учёные наблюдали за тем, как растут и видоизменяются «шапочки» на головах рыбок.

Внешне всех C. auratus можно было разделить на 3 группы: с выраженной «шапочкой», со слабо выраженной «шапочкой» и без «шапочки». Выросты на голове начали появляться у некоторых рыбок в возрасте 2 месяцев, выглядели они как небольшие, слегка бугристые утолщения, однако с возрастом их развитие прогрессировало, и к 14 месяцам «шапочки» появились уже у 60 % рыб, при этом у 20 % они были хорошо выражены. Кожные выросты часто окрашены, относительно легко смещаются и чётко отграничены от окружающих тканей. Поверхность у них неровная: чем больше «шапочка», тем она бугристее. Прогрессирующий характер роста «шапочек» свидетельствовал об их опухолевой природе, а тот факт, что новообразования были отграничены от окружающей ткани и, скорее всего, не спаяны с нею, поскольку легко смещаются, говорит об их доброкачественности.

Микроскопические исследования подтверждают опухолевую природу «шапочек». Разрастание кожного эпителия начинается у рыбок с двухмесячного возраста. Множество мелких клеток образуют выросты, направленные вглубь кожи. Со временем эти выросты сливаются друг с другом, образуя единый массив. Увеличиваются в размерах клетки, выделяющие кожную слизь, разрастается и отекает дерма (нижний слой кожи), в нижних слоях эпидермиса скапливается красный пигмент.

От пороков развития «шапочки» отличаются характерным для опухолей выраженным прогрессирующим ростом. На изменения, вызванные внешними причинами, например вирусной или паразитарной инфекцией, кожные разрастания не похожи, поскольку не сопровождаются воспалением и не рассасываются со временем. Явных признаков злокачественности «шапочка» тоже не имеет.

Значит, «шапочки» у золотых рыбок представляют собой генетически детерминированную доброкачественную опухоль кожи. Её можно считать первым описанным в мировой литературе примером искусственного отбора на доброкачественную опухоль.

Источник: strf.ru