Поиски предбиотических веществ в космосе увенчались очередным успехом. На сей раз в нашей галактике, — там, где активно идет звездообразование, — ученые из Италии, Испании, Германии и России обнаружили молекулы оксида фосфора. Об этом сообщает пресс-служба УрФУ со ссылкой на статью, принятую к печати в The Astrophysical Journal и уже доступную в архиве препринтов Корнелльского университета.

Фосфор — важнейший компонент живого вещества, особенно его оксид — PO, который входит в состав молекулы ДНК, несущей генетическую информацию в клетках. Оксид фосфора непосредственно связан с возникновением жизни. Вопрос в том, уникальная ли биосфера Земли или жизнь, подобная нашей, есть где-то еще в космосе. Вот почему астрономы активно ищут следы и условия возникновения жизни всюду во Вселенной. В частности, авторы этой новой работы изучают, как различные молекулы, составляющие живое вещество, образуются в межзвездной среде. Соавтором исследования стал Антон Васюнин, сотрудник Центра астрохимических исследований Института внеземной физики Общества Макса Планка (CAS-MPE, Мюнхен, Германия) и Астрономической обсерватории Уральского федерального университета.

Ученые исследовали два участка Млечного пути, где активно образуются звезды, W51 e1/e2 и W3(OH), с помощью 30-метрового радиотелескопа Института миллиметровой радиоастрономии (IRAM), расположенного в горах Съерра-Невада в Испании. Затем результаты наблюдений сравнили с численными моделями и увидели хорошее сходство. Так удалось найти в данных телескопа указание на присутствие оксида фосфора в этих двух звездных колыбелях. Раньше оксид фосфора обнаруживали в космосе, но только в оболочках проэволюционировавших звезд. В окрестностях же молодых звезд это соединение еще не наблюдали. А это значит, что один из ключевых элементов молекулы ДНК синтезируется одновременно со звездами и планетами. Возможно, что на них при таких условиях когда-то зародится жизни.

Наряду с оксидом фосфора ученые обнаружили в этих двух звездных колыбелях молекулу нитрида фосфора — PN. Молекулы обоих соединений вмерзают в зерна межзвездной пыли при завершении коллапса звезд и оттаивают при нагреве.

Кстати, недавно ученые, имитировав условия кометного льда, впервые получили рибозу — моносахарид, присутствующий в РНК клетки.