Астрономы определили истинный цвет экзопланеты HD189733b

Астрономам удалось определить истинный цвет экзопланеты HD189733b, обращающейся вокруг иной звезды и расположенной в 63 световых годах от нас

Астрономам удалось определить истинный цвет экзопланеты HD189733b, обращающейся вокруг звезды за пределами Солнечной системы и расположенной в 63 световых годах от нас, сообщает ВВС.

Подробности этого открытия, сделанного с помощью орбитального телескопа "Хаббл", будут опубликованы в журнале Astrophysical Journal Letters.

Экзопланетой, или внесолнечной планетой, называют планету, обращающуюся вокруг звезды за пределами Солнечной системы. В случае HD189733b - это газовый гигант, размерами превышающий Юпитер, и обращающийся близко к своей звезде по эллиптической орбите. Предположительно температура на ее поверхности достигает 1000 градусов Цельсия; в ее атмосфере идут дожди из стекла, а скорость ветра достигает 7000 км/час.

В 2007 году, пользуясь данными телескопа "Хаббл", ученые обнаружили, что у HD189733b есть туманная атмосфера, обеспечивающая такие оптические эффекты, как рассвет и закат. Когда планета находится между нами и звездой, ее атмосфера приобретает красноватый оттенок. Причина этого — в дымке, находящейся в атмосфере. Что именно составляет этот туман — пока точно неизвестно, но, по предварительным оценкам, это должны быть крошечные пылинки (диаметром менее тысячной доли миллиметра) — частички железа, силикатов, оксида алюминия.

HD189733b является одной из ближайших к нам. Она довольно хорошо изучена земными и орбитальными телескопами, а теперь астрономам удалось определить, как планета выглядит в оптическом диапазоне.

"Измерение ее цвета является подлинным достижением - теперь мы можем представить себе, как выглядит эта планета, как если бы нам удалось добраться до этой системы", - заявил профессор Фредерик Понт, астроном из университета Экзетера.

Светимость планеты невелика, и она расположена близко к своей звезде. Но при прохождении ее через диск звезды ученые зафиксировали падение яркости всей системы в той части спектра, который соответствует видимому голубому цвету.

"Мы можем заключить на основе этих наблюдений, что планета выглядит голубой, потому что сигналы других частей спектра оставались неизменными", - говорит один из авторов публикации Том Эванс из Оксфордского университета.

Земля выглядит при взгляде с орбиты голубой планетой по той причине, что вода в земной атмосфере поглощает красные и зеленые световые волны сильнее, чем голубые.

Голубой цвет экзопланеты имеет другое объяснение - его причиной является не присутствие воды на планете, а то, что в ее атмосфере в изобилии присутствуют частицы силикатов, то есть минералов, содержащих кремний, которые отражают голубой цвет.

Планета принадлежит к классу так называемых горячих юпитеров — газовых гигантов, расположенных очень близко к центральной звезде системы.

astrophysical journal letters хаббл экзопланета