Ученые ожидали увидеть на карликовой планете Церере много больших кратеров, но не увидели. Это наблюдение, сделанное с помощью данных космической станции Dawn («Заря»), немало озадачило исследователей, сообщает пресс-служба NASA. Подробности изучения этого вопроса изложены в статье в Nature Communications.

Карликовая планета Церера находится в поясе астероидов Солнечной системы. С марта 2015 года на ее орбите работает космической станции NASA Dawn, делая снимки и проводя измерения поверхности. Ученые не заметили на Церере кратеров диаметром более 280 км, и это показалось им странным, ведь возраст этого космического тела составляет 4,5 млрд лет. За такой срок большие кратеры должны были образоваться — как это произошло на Луне.

«Мы решили, что значительное число крупных кратеров на Церере стерлось до неузнаваемости за миллиарды лет, что стало следствием необычного состава Цереры и ее внутренней эволюции», — сказал Симон Марчи (Simone Marchi), ведущий исследователь из Юго-западного исследовательского института в Боулдере (США).

Марчи с коллегами смоделировали столкновения других тел с Церерой, начиная с самого ее образования и пришли к выводу, что на ее поверхности должны присутствовать 10-15 кратеров диаметром около 400 км и, по крайней мере, 40 кратеров размером более 100 км. Но по данным Dawn, на Церере видно только 16 кратеров больше 100 км и ни одного — размером более 280 км.

Согласно одной из гипотез, Церера, образовалась не там, где она сейчас, а дальше к границам Солнечной системы, возможно, вблизи Нептуна, и лишь потом мигрировала на ее нынешнюю позицию. Но ученые считают, что даже если Церера мигрировала в основной пояс астероидов относительно поздно по меркам истории Солнечной истории, то она все же должна иметь значительное число больших кратеров.

Каковы бы ни были причины, стирание больших кратеров должно было происходить в течение нескольких сотен миллионов лет, считают авторы работы.

Станция Dawn сняла на Церере три крупные депрессии, которые ученые называют латинским словом «planitiae», то есть равнина. Размеры равнин на Церере составляют около 800 км. Внутри них есть небольшие кратеры, но и сама равнина могла образоваться от удара метеорита. К примеру, Vendimia Planitia — это вытянутая область к северу от самого большого кратера на Церере — Керванского кратера. Ученые считают, что Vendimia Planitia образовалась гораздо раньше Керванского кратера.

Что касается внутреннего строения Цереры, то ученые располагают данными о том, что верхний ее слой содержит лед. Возможно, это стало причиной более податливой поверхности карликовой планеты. Недавний анализ центра кратера Оккатор показал, что соли, найденные здесь, представляют собой озера, которые могли остаться от замерзшего океана, скрытого под поверхностью, и что внутри Цереры может быть жидкая вода. (См. подробнее в статье «Пятна на Церере могут быть озерами».)

Возможно, на Церере раньше была гидротермальная активность, о чем свидетельствуют выходы солей на поверхность. А раз так, то была и криовулканическая активность в прошлом, и криогенный материал мог затапливать поверхность и захоронить большие кратеры. Мелкие же кратеры появились позже, когда вулканы потухли.

[На фотографии: кратер Оккатор и выходы карбонатов. NASA/JPL-Caltech/UCLA/MPS/DLR/IDA/IAPS/INAF]