Астрономическая единица наконец стала числом

Международный астрономический союз утвердил абсолютное значение астрономической единицы – 149597870,7 километра

Одна из важнейших единиц измерения в астрономии отныне описывается не расплывчатым уравнением, а точным числом. Съезд Международного астрономического союза в Пекине постановил считать астрономическую единицу (АЕ) равной 149 миллионам 597 тысячам 870 километрам и 700 метрам – ни больше, ни меньше. Об этом сообщает сайт Nature.com.

«Для жителей нашей планеты значение этого события не слишком велико. Земля продолжит кружиться вокруг Солнца, и в Северном полушарии наступает осень. Но для астрономов это означает более высокую точность измерений и меньшие хлопоты с объяснением астрономической единицы студентам», – пишут корреспонденты известного научного журнала.

Астрономическая единица – одна из наиболее устоявшихся величин в космической науке – и соответствует расстоянию от Земли до Солнца. Впервые её вычислили знаменитый астроном Джованни Кассини и его коллега Жан Рише в 1672 году, использовав в качестве третьей вершины треугольника Марс. Первый наблюдал за Красной планетой из Парижа, второй – из Французской Гвианы (северо-восточное побережье Южной Америки). В метрических единицах их результат составил 140 миллионов километров – не так уж и далеко от современного значения.

До второй половины 20-го века параллактические измерения, подобные тем, что проводили Кассини и Рише, оставались единственным надёжным способом определения расстояний в Солнечной системе. Наиболее современное определение АЕ – «радиус невозмущённой круговой ньютоновской орбиты, описываемой вокруг солнца частицей с бесконечно малой массой и угловой скоростью 0,01720209895 радиана в день (постоянная Гаусса)».

Если студентов в этом определении пугает перспектива сложных вычислений, то у профессоров она вызывает сомнения из-за противоречия с общей теорией относительности, замечает астроном российского происхождения Сергей Клионер, работающий в университете Дрездена (ФРГ). Источником погрешности служили и Юпитер со своей системой координат, и само Солнце, масса которого уменьшается по мере излучения энергии.

Съезд МАС решил проблему просто: на нём не только было одобрено абсолютное значение АЕ, но и дано определение метра как расстояния, которое свет преодолевает в вакууме за 1/299792458 секунды. А скорость света, как известно, во всех системах отсчёта постоянна.

По словам сотрудницы Парижской обсерватории Николь Капитэн (Nicole Capitaine), решение лежало на поверхности в течение нескольких десятилетий, но некоторые учёные «думали, что что-то менять довольно опасно». Одни объясняли это привычкой или верностью традициям, другие опасались беспорядка в своих компьютерных программах. И лишь после нескольких лет лоббирования, в течение которых Клионеру, Капитэн и их единомышленникам пришлось приложить немало усилий, научное сообщество прислушалось к их мнению.