Морская астролябия Sodré astrolabe, найденная на месте крушения португальского корабля «Армада», признана старейшим из подобных артефактов, которые сохранились до наших дней, передает портал EurekAlert!. Считается, что прибор был изготовлен в период между 1496 и 1501 годами и сильно отличается от всех остальных астролябий.

Астролябия – один из старейших астрономических приборов, который позволял определять широты и долготы небесных тел. Первые астролябии – для изучения неба – появились в Древней Греции. Как инструменты для навигации в морских путешествиях их стали использовать в конце XV века испанские и португальские мореплаватели.

Прибор, который попал в Книгу рекордов Гиннеса, был использован во время второго путешествия Васко да Гамы в Индию в 1502-1503 гг. Его и еще около 2800 других артефактов обнаружили в 2014 году у побережья Омана. Sodré astrolabe представляет собой тонкий диск диаметром 175 миллиметра и весом 344 грамма. Как отметили исследователи, астролябия была украшена королевским гербом Португалии.

Сложнее всего было распознать на диске навигационные отметки: все они были стерты, а без них ученые не могли подтвердить, что обнаружили древнюю морскую астролябию. С этой задачей исследователи справились благодаря методу лазерного сканирования. Детальные снимки, сделанные в 2016 году, позволили ученым создать 3D-модель артефакта. Анализ результатов выявил серию 18 меток, расположенных через равные промежутки вдоль лимба диска.

Дальнейший анализ, проведенный специалистами из Уорикского университета (Вликобритания), показал, что расстояние между отметками шкалы равно интервалам в пять градусов. Это было критически важным доказательством того, что найденный прибор является самой ранней из известных морских астролябий, обнаруженных на сегодняшний день.

Процесс «опознания» древнего инструмента исследователи описали в работе, опубликованной в International Journal of Nautical Archaeology.

[Фото: DAVID MEARNS]