Американские геологи, под руководством профессора Пола Ринна (Paul Renne) из университета Калифорнии в Лос-Анджелесе нашли ответ на давний вопрос о том, что именно погубило динозавров, а также многие другие виды флоры и фауны мелового периода — падение гигантского метеорита или масштабные извержения вулканов. Оказалось, что и то и другое. Результаты этого исследования, опубликованные в журнале Science, пересказывает газета Guardian.

В рамках исследования американцы изучили слои магматических горных пород на утесах на плоскогорье Декан (Индия). Их состав и толщина позволили реконструировать глобальные катаклизмы, происходившие в конце мелового периода.

Гигантский метеорит упал на Землю 65 млн лет назад, в районе полуострова Юкатан (Мексика), сила удара при этом была эквивалентна по мощности миллиарду Хиросим. А спустя 50 000 лет, то есть, в масштабах геологических эпох — практически немедленно, это привело к двукратному усилению вулканической активности. Если до падения метеорита вулканы плоскогорья Декан извергали по 400 млн куб. м лавы в год, то после — уже по 900 млн куб. м, то есть более чем в два раза больше.

Активизировавшиеся вулканы выбросили в атмосферу Земли в большом количестве ядовитую смесь газов — углекислого и оксида серы, — а также просто пыли. В результате климат планеты быстро и сильно изменился, что отразилось на биосфере самым плачевным образом. Вымирание динозавров — лишь верхушка айсберга, тяжело пришлось не только сухопутным видам, но и морским.

«Биоразнообразие и химический состав океана по-настоящему восстановились только полмиллиона лет спустя, что примерно соответствует времени, в течение которого продолжалась повышенная вулканическая активность, — сказал профессор Ринн. — Наши результаты не доказывают полностью, что одно вытекает из другого, однако наличие связи очевидно».

Отметим, что аналогичный спор ведется учеными относительно причин вымирания плейстоценовой мегафауны — мамонтов, саблезубых тигров, гигантских ленивцев и других крупных млекопитающих. Одни палеонтологи считают, что их истребили первобытные люди, другие стоят на том, что главной причиной было изменение климата. Возможно, что и здесь истина лежит где-то посередине.