Прародиной человека была Азия, а не Африка?

В Мьянме нашли останки примата, жившего 37 миллионов лет назад

Первые люди на Земле появились в Африке – до недавнего времени это считалось научно подтверждённым фактом. Однако недавняя находка в Мьянме заставила учёных задуматься…

Гипотеза о том, что общие предки всех приматов, включая человека, появились в Азии и лишь затем мигрировали в Африку, возникла ещё в 90-е годы. Однако палеонтологам долгое время не удавалось найти эмпирических подтверждений этого «Великого переселения», говорит Кристофер Бирд из Музея естественной истории Карнеги в Питтсбурге (США).

В 2005 году Бирд и его коллеги занимались раскопками вблизи бирманской деревни Ньяунгпинле. Среди костей древних рыб, черепахи и животного, похожего на современного бегемота, нашли также коренной зуб, по строению явно принадлежавший примату, причём неизвестного доселе вида. Как предполагают исследователи, он имел вид зверька размером с бурундука. Животному дали название Afrasia djijidae. За шесть лет работы в этих местах было обнаружено ещё три таких же зуба.

Не так уж и много, однако, сопоставив их с зубами другого ископаемого обезьяноподобного существа той же эпохи – Afrotarsius libycus, найденного в Ливии, – учёные пришли к выводу если не о полной идентичности, то по крайней мере о близком родстве двух видов. «Такого близкого сходства между ископаемыми приматами Азии и Африки никогда ранее не наблюдалось», – пишут члены исследовательской группы.

Более того – у «бирманца» зубы выглядят несколько мощнее, чем у «ливийца», и это свидетельствует, что первый вид развился раньше. Вкупе с большим разнообразием строения и возраста останков приматов, найденных ранее в Мьянме, Китае и других странах данного региона, это натолкнуло палеонтологов на следующее предположение: целая группа человекообразных животных развилась именно в этой части света, прежде чем мигрировать на Чёрный континент.

Специалисты пока не до конца уверены, что Afrasia был прародителем именно антропоидов, а не другой, более далёкой от нас группы обезьян. Четыре зуба – всё-таки довольно мало для серии опытов, на основе которых можно формулировать полноценную теорию. Тем не менее, раскопки продолжаются, и многие учёные уже видят новое направление поиска. «Доказательство данной гипотезы может иметь далеко идущие последствия для науки», – заявил палеонтолог из американского университета Дьюка Ричард Кэй.

Источник: Энн Гиббонс, Science Now