В земной коре образовался новый разлом?

Землетрясения в Индийском океане в апреле текущего года, возможно, знаменуют собой изменение тектонической структуры

Недавние землетрясения в Индийском океане вполне могут знаменовать собой изменение тектонической структуры земной коры, считают авторы трёх исследований, опубликованных в журнале Nature. Возможно, эти события связаны с расколом Индо-Австралийской литосферной плиты на несколько кусков.

11 апреля текущего года произошло землетрясение магнитудой 8,6 вблизи побережья северо-западного индонезийского острова Суматра, несколько часов спустя последовал афтершок силой 8,2, а в дальнейшем толчки ощущались ещё около недели. У многих сейсмологов вызвал большое удивление тот факт, что это землетрясение по природе своей было внутриплитовым – то есть не связанным с перемещением плит у известного разлома, – и при этом по масштабу превзошло все известные явления данного типа: обычно их магнитуда не столь велика.

Гипотезы о новом разломе Индо-Австралийской плиты выдвигались с 80-х годов прошлого века, однако то, что произошло 11 апреля у берегов Суматры – наиболее красноречивое доказательство того, что процессы такого рода действительно имеют место, считает французский геофизик Матиас Делесклюз (Matthias Delescluse), ведущий автор одного из научных трудов.

Согласно преобладающим теориям тектоники, эта плита начала деформироваться ещё 10 миллионов лет назад – с тех самых времён, когда в результате столкновения её северной части с Евразией возникли Гималайские горы. Индия немного замедлила своё движение, австралийская же часть обладала бóльшим запасом инерции, что и вызвало прогиб.

Делесклюз и его коллеги составили модель геофизической обстановки в данном регионе за период в несколько лет до апрельских событий. Она выявила взаимосвязь между этими событиями и разрушительным землетрясением 2004 года, вызвавшим цунами в нескольких странах Южной и Юго-Восточной Азии. Катаклизмы 2004-2005 годов «подстегнули» давно существовавшую напряжённость внутри Индо-Австралийской плиты и вызвали её новое усиление нынешней весной – таков основной вывод французских учёных.

Другие две статьи принадлежат сейсмологам из различных научных учреждений США. Исследовательская группа Торна Лэя (Thorne Lay) обратила внимание на тот факт, что при землетрясениях 11 апреля имело место целых четыре сдвига земной коры. А геофизики под руководством Фреда Поллитца (Fred Pollitz) сделали акцент на продолжительности афтершоков: после событий у берегов Суматры сейсмическая активность по всему миру в течение шести дней превышала свои обычные показатели до пяти раз, вызывая толчки магнитудой 5,5 и выше.

землетрясения стихийные бедствия тектонические процессы цунами