Опытное конструкторское бюро Артёма Микояна было основано 8 декабря 1939 года согласно приказу директора московского авиазавода №1 им. Авиахима П.А. Воронина по формированию из состава КБ завода (главный конструктор Н.Н. Поликарпов) самостоятельного особого конструкторского отдела (ОКО) по проектированию и постройке скоростного истребителя И-200. Начальником ОКО был назначен Артём Иванович Микоян. Его заместителем стал конструктор Михаил Иосифович Гуревич, работавший до этого в КБ Н.Н. Поликарпова, откуда и был впоследствии набран состав нового конструкторского бюро. Проект самолёта И-200 получил своё новое название МиГ-1 (сокращение от «Микоян и Гуревич»). 

Артём Иванович Микоян

Артём Иванович Микоян

В 1940-е годы, а именно 3 декабря 1940 года, начальник ОКО А.И. Микоян был утверждён на должность главного конструктора завода №1.  31 декабря 1940 года авиазавод №1 им. Авиахима был награжден орденом Ленина за успешное выполнение правительственного задания по освоению в производстве новых образцов вооружения, а команда конструкторского бюро была награждена орденами и медалями. Уже в 1941 году А.И. Микоян и М.И. Гуревич стали лауреатами Сталинской премии первой степени за разработку новой конструкции самолета – МиГ-1.

В 1942 году все конструкторское бюро было эвакуировано в Куйбышев, где и продолжало свои работы. В период Великой Отечественной войны были построены улучшенные модификации истребителя МиГ-3: И-230 (Д) с мотором АМ-35А, И-231 (2Д) с мотором АМ-39, а также И-211 (Е) с мотором М-82Ф. Также были разработаны и испытаны истребители с высокими летными характеристиками и мощным вооружением: И-220 (А) и И-225 (5А), высотные перехватчики И-221 (2А), И-222 (ЗА) и И-224 (4А), модификация истребителя сопровождения ДИС-200 (ИТ) с моторами М-82. В самом конце войны был разработан и выпускался небольшой серией самолёт с комбинированной силовой установкой (ВК-107А плюс ВРДК) И-250, в серии получивший обозначение МиГ-13.

Михаил Иосифович Гуревич

Михаил Иосифович Гуревич

В 1954 году был запущен в серию новый самолёт МиГ-19 — первый отечественный истребитель, превысивший скорость звука. За время серийного производства из цехов выпустили 1890 самолётов МиГ-19 всех модификаций. 

Самолёт МиГ-21 принес группе ОКБ во главе с Микояном новую награду - Ленинскую премию. Новый истребитель стал одним из самых знаменитых самолётов в мире – на нем установлено 24 мировых рекорда. МиГ-21 выпускался серийно около 30 лет во многих модификациях. Затем велись работы по проекту «Спираль» – создание экспериментального пилотируемого орбитального самолёта. В 1968 году группа ОКБ начала разработки нового высотного перехватчика Е-155МП, будущего МиГ-31.

После кончины А.И. Микояна, 9 декабря 1970 года, генеральным конструктором ОКБ был назначен Р.А. Беляков. Согласно историческим данным, общий объём выпуска самолётов марки «МиГ» отечественными авиазаводами составляет около 47000 экземпляров, а с учётом лицензионного производства – порядка 62000 экземпляров. Объём производства крылатых ракет, разработанных в ОКБ и его филиале на заводе № 256 (сейчас – АО «ГосМКБ «Радуга» им. А.Я. Березняка), составил более 12000 экземпляров. На самолётах марки «МиГ» установлено 110 мировых рекордов, из них 19 рекордов установлено за рубежом. В настоящее время действующими являются 49 рекордов, включая 18 зарубежных.

Авиаконструкторы Михаил Иосифович Гуревич и Артем Иванович Микоян с моделью истребителя МиГ-3

Авиаконструкторы Михаил Иосифович Гуревич и Артем Иванович Микоян с моделью истребителя МиГ-3

Источник - rostec.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников.