Профессор Принстонского университета (США) Асиф Газанфар (Asif Ghazanfar) и его коллеги установили, что анатомически макаки не имеют никаких ограничений для того, чтобы овладеть членораздельной речью, подобной человеческой. Очевидно, причина «немоты» наших сородичей — в отсутствии специфических нервных структур в мозге, полагают ученые. Результаты исследования опубликованы в журнале Science Advances.

Авторы исследования изучили диапазон движений, который может производить «артикуляторный» аппарат макак. Предыдущие исследования анатомии приматов, проведенные на мертвых особях, показали, что обезьяны могут производить очень ограниченный диапазон звуков, по сравнению с людьми.

Газанфар и его коллеги использовали рентгеновскую визуализацию и проследили за движениями языка, губ и гортани макак. Эти данные были преобразованы в компьютерную модель, которая может предсказывать вокальный диапазон животных.

Человеческая речь — это звук, производимый в гортани, который затем преобразуется другими органами речи, такими как губы и язык.

В новом исследовании ученые обнаружили, что макаки могли бы производить полноценные гласные звуки и даже полные предложения, если бы они имели соответствующую нейронную сеть. Исследователи отмечают, что речь макак была бы понятна для человеческого уха, но в то же время он не звучала бы точно как человеческая.

Существование речевого аппарата, схожего с человеческим у такого «старого» вида, как макаки позволяет предположить, как эволюционировали, такие поздние виды как шимпанзе, которые тесно связаны с людьми. И если это правда, то изучение мозга шимпанзе может помочь выявить нейронные сети, которые позволяют людям говорить, в то время их эволюционные «кузены» не могут.

«Эта статья открывает совершенно новые двери для нахождения ключа к уникальности беспрецедентной языковой способности людей. Если такой старый вид, как макаки имеет голосовой тракт способный к речи, то нам действительно нужно найти причину, по которой не заговорили более поздние приматы», — сказала психолог Лори Сантос (Laurie Santos) из Йельского университета (США).

Поскольку эта работа показывает, что макаки технически могут совершать почти тот же набор артикуляторных движений, как люди во время вокализации, приматы могут быть использованы в качестве модели для лучшего понимания раннего развития человеческой речи, сказал профессор Газанфар.

Ранее портал Научная Россия писал о том, что обезьяны тоже могут страдать от аутизма

Как это звучало, можно послушать тут.

[Иллюстрация: Asif Ghazanfar]