"Мышьяковая жизнь" всё равно нуждается в фосфоре

Ученые повторили горячо обсуждаемое исследование и выяснили, что химические правила жизни всё ещё действуют

После 18 месяцев разногласий официальный вердикт вынесен: обнаруженная в калифорнийском озере Моно терпимая к мышьяку бактерия не может существовать без фосфора.

В 2010 году группа исследователей, возглавляемая микробиологом Фелисой Вулф-Саймон (Felisa Wolfe-Simon), сообщила о том, что ДНК бактерии Halomonadaceae GFAJ-1 могут содержать мышьяк вместо фосфора. Огромные скопления этой бактерии были обнаружены на богатых мышьяком солёных отмелях озера Моно, известном тем, что его фото красовалось на открытке-вкладыше к вышедшему в 1975 году альбому «Wish You Were Here» группы «Pink Floyd».

Все известные формы жизни зависят как минимум от шести элементов: водорода, углерода, азота, кислорода, фосфора и серы. Мышьяк обладает несколько схожими с фосфором химическим свойствами, однако обычно ядовит для живых организмов, поэтому предположение о том, что он способен поддерживать жизнь, спровоцировало град вопросов и критики.

Микробиолог Рози Редфилд (Rosie Redfield) приступила к экспериментам. Ранее она сообщала, что ей не удалось воспроизвести в лабораторных условиях результаты Вулф-Саймон. На данный момент Редфилд является соавтором  одной из двух работ, подтверждающих, что хотя бактерии и невосприимчивы к мышьяку, они всё же зависят от фосфора.

Редфилд и ее коллеги сообщают о том, что во время выращивания бактерий GFAJ-1 в среде, содержащей мышьяк и очень малое количество фосфора, их ДНК не содержало таких соединений мышьяка, как соль метамышьяковой кислоты (мышьяковый аналог фосфата). Во второй работе микробиолог Джулия Форхольт (Julia Vorholt) и ее коллеги сообщают, что бактерия не может расти в бесфосфорной среде при наличии метамышьяковой кислоты. Однако она способна расти при наличии соли метамышьяковой кислоты в бедной фосфором среде. Примерно такие же выводы делают и другие учёные.

«Я думаю, что теперь мы располагаем непреложными доказательствами того, что метаболизм GFAJ-1 зависит от фосфора не менее, чем метаболизм всех иных известных форм органической жизни, — считает Форхольт. — Эти очень жизнеспособные микробы с хорошей способностью к адаптации, кажется, умеют эффективно извлекать питательные вещества даже из невероятно бедной фосфором среды».

Вульф-Саймон считает, что история GFAJ-1 далека от завершения: «Ключевые вопросы о том, как эти клетки выживают в смертельной концентрации мышьяка и куда он девается, остаются без ответа».

Источник: Квирин Ширмайер (Quirin Schiermeier), Nature.com