Арктический мазут из старых покрышек

Технологию получения морозостойкого мазута из старых автомобильных покрышек разработали ученые ТПУ.

Первоначальной задачей ученых было найти метод переработки покрышек с максимальной пользой – экономической и экологической. Так, в Научно-исследовательском центре «Экоэнергетика 4.0» ТПУ создали экспериментальную установку, где впервые в России апробировали метод паровой газификации. В установке под действием перегретого водяного пара исходный материал, мелкая резиновая крошка из покрышек, разлагается на полезные продукты. Таким образом, ученым удалось выделить газ, который можно возвращать в технологический цикл, технический углерод в виде мелкодисперсного порошка и жидкие углеводы – мазут. 

«По самым скромным оценкам, каждый год в России выбрасывается около миллиона тонн покрышек, в мире — около миллиарда тонн. Часть просто остается на свалках, где даже под действием обычного солнечного света покрышки выделяют токсичные вещества, часть сжигается со значительным объемом вредных выбросов, еще 30 % перерабатываются в крошку. Мы к покрышкам относимся не как к мусору, а как к источнику полезных для промышленности продуктов. И мы целенаправленно искали методы, позволяющие перерабатывать покрышки с максимальной пользой — экономической и экологической», — рассказывает заместитель директора Инженерной школы энергетики Томского политеха Владимир Губин.

После сравнения выделенного мазута с обычным, ученые вывили ряд преимуществ нового мазута. В нем меньше серы, которая загрязняет атмосферу, он менее вязкий и плотный и не замерзает при -50оС, в то время как обычный замерзает в диапазоне от +10о до -10о. При этом горит и дает энергии он столько же, сколько обычный.

Совместно с индустриальным партнером университет уже разрабатывает конструкторскую документацию на создание пилотной установки, способной перерабатывать до 300 кг резиновой крошки в час.