Материалы портала «Научная Россия»

0 комментариев 412

Археологи нашли Нижегородском Кремле остатки фуникулера XIX века

Археологи нашли Нижегородском Кремле остатки фуникулера XIX века
Находки позволят составить точный технический план нижегородского фуникулера (элеватора) и локализовать его на местности

Фундамент и нижнюю часть стен водонапорной башни, а также чугунные трубы водовода, некогда входивших в состав комплекса верхней станции фуникулера XIX века, обнаружили специалисты Института археологии РАН при исследованиях на территории Нижегородского Кремля. Находки позволят составить точный технический план нижегородского фуникулера
(элеватора) и локализовать его на местности.

«Хотя фуникулер был построен в конце XIX века и действовал до 1926 года, никаких чертежей или строительных планов не
сохранилось. Найденные остатки водонапорной башни и коммуникаций позволят уточнить данные о конструкции фуникулера и технические детали его работы, известные лишь в общих чертах», — говорит сотрудник Волжской экспедиции Института археологии РАН Алексей Свиридов.

Фуникулеры, или элеваторы, появились в Нижнем Новгороде в 1896 году. Всего к открытию Всероссийской промышленно-художественной выставки было построено два элеватора, которые соединяли между собой трамвайные линии, расположенные на разных по высоте участках города: Верхебазарной и Нижнебазарной. Они были устроен по типу зубчатых канатно-проволочных железных дорог, которые на тот момент уже были хорошо известны в Европе: в этих конструкциях между основными рельсами прокладывался зубчатый рельс, благодаря которому вагон фуникулера удерживался на склоне и не скатывался назад.

 Фуникулеры, построенные в Нижнем Новгороде, работали по принципу перегрузки «верхнего вагона» водяным балластом: перед спуском вагона с волжского откоса в его бак с помощью специально построенной водонапорной башни нагнеталась вода, под тяжестью которой вагон перемещался вниз, на нижнюю станцию, где водяной балласт сбрасывался в колодец. Они проработали до 1927 года — до того момента, когда была построена единая трамвайная сеть, связавшая верхнюю и нижнюю части города.

В 2018 году развитие сети фуникулеров, в том числе воссоздание исторических нижегородских элеваторов, было объявлено одной из задач «Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года». Воссоздание Кремлевского элеватора в его историческом облике на откосе Нижегородского кремля запланировано к 800-летию Нижнего Новгорода, празднование которого состоится в 2021 году.

Исследуя участок возле Часовой башни Нижегородского Кремля, археологи вскрыли фундамент и остатки стен  водонапорной башни – восьмиугольного сооружения, сложенного из красного кирпича. Эта башня была составной частью механизма, приводившего в движение фуникулер: из нее вода под давлением подавалась в резервуар для набора воды. После того, как емкость была заполнена, вагон с верхней станции под действием силы тяжести опускался вниз, а такой же вагон с пустыми баками поднимался наверх от нижней станции. Также расчищены чугунные трубы водовода, проложенного от башни к зданию верхней станции Кремлевского элеватора.

«После закрытия фуникулера в начале ХХ веках на территории кремля проходили активные планировочные работы: весь участок, который мы изучаем, оказался перекрыт слоем грунта высотой около четырех метров. После того, как водонапорная башня была разрушена, ее руины засыпали, и поэтому место, на котором была построена башня, оказалось скрытым», — отметил Алексей Свиридов.

Под слоем XIX века археологи обнаружили следы плотной городской застройки от XVI – XVIII веков, подполья различных
хозяйственных и жилых сооружений, а также многочисленные артефакты. Среди находок – медные пулы Золотой Орды XV –
XVI веков, серебряные копейки XVI–XVII веков, обломки стеклянных браслетов, перстней и фрагменты парадной поливной
посуды, привезённой в Нижний Новгород из поволжских городов Золотой Орды.

  Пресс-служба Института археологии РАН

кремлевский элеватор нижний новгород

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Информация предоставлена Информационным агентством "Научная Россия". Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС77-62580, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 июля 2015 года.