Арктический морской лёд тает со дна

Плавление арктического ледяного покрова в первую очередь обусловлено тёплыми водами океана, показали недавние исследования

Плавление льдов на арктическом шельфе в первую очередь обусловлено тёплыми водами океана, и лёд начинает таять со дна, показало последнее комплексное изучение арктического шельфа силами американского космического ведомства и сотрудничающих с ним научных учреждений Северной Америки и Европы.

Измеряя скорость таяния и площадь льдов в северном полярном районе планеты с помощью спутника CryoSat-2 Европейского космического агентства, специалисты выяснили, что 55 процентов потерь ледяного покрова с 2003 по 2008 годы произошло именно по вине подводных тёплых течений. До этого учёные полагали, что большую часть льда Арктика потеряла по вине айсбергов, которые, сталкиваясь друг с другом, расщепляются и падают в море.

«Мы считаем, что айсберги не доминируют в процессах исчезновения льда. На самом деле главным образом шельфовые ледники тают снизу, даже прежде, чем они успевают образовать айсберги», – говорит ведущий автор исследования, Эрик Рино, профессор Университета Калифорнии в Ирвине, который также работает в NASA.

«При этом не только сокращается область покрытия, но и уменьшается толщина льда, что ускоряет процесс освобождения территорий в будущем»,  говорит Кристиан Хаас, геофизик из университета города Йорк в Канаде.

Арктические морские ледники достигли минимума за всю историю наблюдений в 2012 году, охватив всего лишь половину средней площади и менее пятой части объёма, наблюдаемой с 1979 года. Если такой темп сохранится, то область скоро будет свободной ото льда в летние месяцы, ранее подтвердили учёные.

арктика глобальное потепление гляциология полярные исследования