Рак: самые старые следы болезни

Кости, датируемые 1200 лет до н.э., принадлежали относительно молодому человеку (даже по египетским меркам) 25-30 лет, и были найдены на раскопках города Западная Амара, расположенного в долине Нила в 750 км от Хартума, в северном Судане.

Анализируя скелет с помощью рентгенографии и сканирующего электронного микроскопа, ученым удалось получить четкое изображение повреждений на костях, которые показали, что рак распространился  на ключицы, лопатки, плечи, позвонки, ребра, таз и бедра .

"Изучение этих археологических останков могут реально помочь нам понять эволюцию и историю современных болезней", - сказал Микаэла Биндер руководитель исследования и раскопок. "«Наши анализы показали, что небольшие повреждения на костях могут быть вызваны исключительно прикреплением раковых тканей, когда-то бывших на костях»."

mumia

Несмотря на то, что рак - одна из ведущих глобальных причин смерти сегодня, он практически отсутствует в археологических данных по сравнению с другими заболеваниями. Этот факт породил мысль, что раковые заболевания появились относительно недавно и являются следствием современного образа жизни.

Согласно исследованию Всемирной организации здравоохранения, заболевания раком выросли до 14 миллионов в год в 2012 году, и эта цифра увеличится на 22 млн. в течение 20 лет.

Тем не менее, эти новые данные должны помочь ученым изучить основные причины рака в древности и возможно раскрыть секреты эволюции рака в прошлом. Древний анализ ДНК скелета и мумии с признаками рака может быть использован для обнаружения мутации специфических генов, которые, как известно, связаны с конкретными типами рака.

По словам исследователей, они могли только догадываться о причине появления  рака у молодого человека, который, возможно, появился от канцерогенов в окружающей среде, таких как дым от лесных пожаров, или из-за генетических факторов, или от инфекционного заболевания, такого как шистосомозу ,вызываемое паразитами.

Шистосомоз мог бы стать правдоподобным объяснением, по  словам ученых, так как болезнь преследовала жителей Египта и Нубии с 1500 года до н.э., а в настоящее время признается в качестве причины рака мочевого пузыря и рака молочной железы у мужчин.

Источник: in.reuters.com