Верблюды не были одомашнены в Земле Израилевой еще столетия после эпохи патриархов

Археологи точно определили дату, когда домашние верблюды появились в Израиле, они упоминаются в качестве вьючных животных в библейских историях Авраама, Иосифа и Иакова. Но археологи доказали, что верблюды не были ещодомашнены на Земле Израильской еще ст

Доктор Эрез Бен-Йосеф и доктор Лидар Сапир-Хен из Университета археологии и культуры Ближнего Востока в Тель-Авиве,  устанавливали время появления в  южном Леванте одомашненных верблюдов. Они не были одомашнены на Земле Израилевой еще столетия после эпохи патриархов (2000-1500 до н.э.). Выводы, опубликованные недавно в журнале "Tel Aviv", указывают на большое расхождение во времени написания  библейских текстов и  результатов исторических исследований.

«Появление верблюдов в нашем регионе было очень важным шагом для экономического и социального развития»,  - говорит д-р Бен-Йосеф.  - «Анализируя археологические свидетельства с медных приисков долины Арава, мы смогли оценить дату этого события с точки зрения десятилетий, а не столетий».

Археологи установили, что верблюды были, вероятно, одомашнены на Аравийском полуострове для использования в качестве вьючных животных, где-то к концу 2-го тысячелетия до нашей эры.  Самые старые из известных костей одомашненного верблюда были найдены в долине Арава, в южном Леванте (Израиль), которая проходит вдоль израильско-иорданской границы от Мертвого до Красного моря и была древним центром производства меди. Во время раскопок 2009 года доктор Бен-Йосеф установил, что медеплавильный цех в долине Арава, где были найдены кости домашнего верблюда, функционировал в  11-м – 9-м веках до н.э. В 2013 году доктор Эрез Бен-Йосеф возглавил и другие раскопки в этом районе.

Чтобы точно определить, когда в южном Леванте появились домашние верблюды, доктор Сапир-Хен и доктор Бен-Йосеф использовали радиоуглеродное датирование и другие методы для анализа.  Во всех раскопках они обнаружили, что кости верблюдов относятся к последней трети 10-го века до нашей эры или более поздним периодам, то есть, уже после библейской эпохи патриархов и десятилетия после эры царства Давида. Несколько костей верблюдов, найденных в предыдущих археологических слоях, вероятно, принадлежали диким верблюдам, которые, как считают археологи, жили в южном Леванте со времен неолита или даже более ранних. Примечательно, что на всех производящих медь участках, действующих в 9-м веке в долине Арава, были верблюжьи кости, но по мнению исследователей, эти живодные не были еще одомашнены.

Появление домашних верблюдов в долине Арава, кажется, совпадает с дислокацией мест добычи меди. Многие из шахт и плавильных площадок были закрыты, а оставшиеся активными стали использовать более централизованный труд и современные технологии, в соответствии с археологическими свидетельствами. Исследователи говорят, что древние египтяне, возможно, ввели эти изменения - и привели домашних верблюдов - после завоевания данной области в военной кампании, упомянутой и в библейских, и в египетских источниках.

Местом первого появления домашних верблюдов, вероятно, является Аравийский полуостров, который граничит с долиной Арава и был бы логичной точкой для отправки одомашненных верблюдов в южный Левант. Более того, доктор Бен-Йосеф и доктор Сапир-Хен говорят, что первые из одомашненных верблюдов когда-либо покидавших Аравийский полуостров, могут теперь быть похороненными в долине Арава.

Появление одомашненных верблюдов содействовало, по мнению исследователей, развитию торговли между Израилем и недоступными ранее местами, ведь верблюды могут преодолевать гораздо большие расстояния, чем ослы и мулы.
К седьмому веку до нашей эры торговые пути, «Пути благовоний», стали пролегать из Африки через Израиль в Индию благодаря верблюдам, которые помогли открыть Израилю мир за обширными пустынями, кардинально изменив его экономическое и социальное развитие, говорят исследователи.

домашние верблюды лидар сапир-хен университет археологии и культуры ближнего востока в тель-авиве эрез бен-йосеф