Уникальный яд защищает потомство улитки

Яйца южноамериканской яблочной улитки наполнены нетипичным для животных токсином, который бережёт их от поедания хищниками

Аргентинские и гонконгские учёные раскрыли секрет необычайной живучести одного из вредителей сельского хозяйства в Латинской Америке – яблочной улитки Pomacea canaliculata. Механизм защиты, который использует этот моллюск, поистине уникален для животного мира: тот, кто захочет съесть его яйца, рискует сильно отравиться ядом нервно-паралитического действия.

Яблочная улитка распространена в Аргентине, Бразилии, Боливии и других соседних странах; она также стала инвазивным видом в Северной Америке и Юго-Восточной Азии. Токсин PcPV2, который биологи нашли в её яйцах, примечателен двумя деталями. Во-первых, он относится к одному классу с  отравляющими веществами растений и бактерий, у животных же такие AB-токсины практически не встречаются. Во-вторых, улитка генерирует этот яд с помощью молекул, напоминающих вещества иммунной системы.

Вот почему чаще всего хищники не желают подвергать себя такой опасности. Единственное исключение – красные огненные муравьи; как они противостоят отравлению, пока неизвестно. Что же касается самих эмбрионов улитки, то они снабжены особыми ферментами, позволяющими разлагать токсин на питательные вещества.

Источник: news.sciencemag.org