Социальность насекомых объяснили контролем за полом потомков

Сложные социальные структуры выработали муравьи, осы и пчёлы благодаря тому, что их самки контролируют, сколько потомства какого пола роди

В основе сложного социального поведения насекомых может лежать способность контролировать соотношение полов в потомстве. О работе сообщает журнал American Naturalist.

Исследователи из Оксфорда подсчитали эволюционные издержки и преимущества выбора самками насекомых пола потомства. Выяснилось, что если особи женского пола занимаются выращиванием детей, то предпочитают иметь в потомстве самок, и поэтому самок среди рабочих насекомых больше.

Это может объяснять тот факт, почему у термитов единственных среди социальных насекомых соблюдается баланс мужского и женского населения в колонии. Дело в том, что у них потомством занимаются как самки, так и самцы.

«Самки муравьёв, пчёл, ос определяют пол потомства, контролируя, какие яйца оплодотворяются. Оплодотворённые развиваются в дочерей, неоплодотворённые – в сыновей. Всю работу в колонии выполняют дочери, поэтому данная способность означает, что мать может выращивать рабочую силу, не тратя силу на относительно бесполезных самцов», – пояснил зоолог Энди Гарднер (Andy Gardner).

Раньше социальность таких насекомых связывали с тем, что их самки из-за данной системы размножения генетически ближе к собственным сёстрам, чем к дочерям (это называется «гаплодиплоидия»).

Однако у термитов такого генетического феномена нет, а социальность есть. Из-за этого гипотеза о гаплодиплоидийном происхождении социальности насекомых, выдвинутая в 1960-е годы, постепенно потеряла сторонников.

Новая работа разрешает противоречие. «Термиты – исключение, подтверждающее правило. Они не могут отдавать предпочтение женскому потомству, но им это и не нужно, потому что самцы работают у них не меньше самок. Мы полагаем, что способность и нужда в контроле соотношения полов объясняет, почему некоторые насекомые выработали сложную эусоциальность, а другие – нет», – считает соавтор статьи Лора Росс (Laura Ross).

Источник: www.ox.ac.uk