Антисемитская пропаганда оказала долговременное влияние на немецких детей, ходивших в школу во время правления нацистов, что показывает сравнение с поколениями, родившимися раньше или позже, гласит новое исследование. Попытки влиять на общественные отношения достигают наибольшего эффекта, когда они нацелены на молодую аудиторию, особенно если пропаганда подкрепляет уже существующие убеждения, говорят авторы исследования. Об исследовании рассказывает Associated Press.

Ученые из Швейцарии и США проанализировали результаты опросов, проведенных в 1996 и 2006 годах. Респонденты отвечали на ряд вопросов, в том числе нацеленных на выявление представлений о евреях. В масштабном исследовании по всей Германии приняли участие 5300 человек из 264 городов. Помимо прочего, оно позволяет ученым исследовать подверженность пропаганде в зависимости от возраста, пола и места проживания.

Рассмотрев сведения об участниках опроса, обнаруживших последовательно негативное восприятие еврейского народа, обнаружили, что среди них большое количество родившихся в 1930-е годы. По словам Ганса-Йоахима Вота (Hans-Joachim Voth) из университета Цюриха, это не просто результат нацистской педагогики. Исследователь рассказывает, что если подвергнуть людей идеологическому воздействию в период формирования личности, это будет влиять в последующем на то, как их ум работает. Ученых поразило, что результаты подобного «воспитания» имеют столь долговременный результат.

Важно также, что участники опроса давали значительно варьирующиеся ответы в зависимости от того, происходят ли они из районов, в которых антисемитизм отмечался еще до прихода к власти нацистов. Для этого исследователи обратились к документам, зафиксировавшим общественные мнения конца 1890-х гг. Они обнаружили, наиболее резкое неприятие евреев показали те районы, где антисемитизм был традиционно силен.

По словам Вота, степень действенности идеологической пропаганды в значительной мере зависит от обстановки, в которой вырос человек. Это говорит о том, что подобное воспитание может давать удивительно устойчивый результат, однако сведения об этом должны рассматриваться в контексте того, какие представления люди имели изначально.

Бенджамин Ойтмер (Benjamin Ortmeyer), который возглавляет Научно-исследовательский центр нацистской системы образования при университете Франкфурта (Германия), говорит, что результаты нового исследования выглядят достаточно убедительно.

Ойтмер отмечает, что элементы антисемитской пропаганды включались учителями нацистских школ в каждый предмет, а также внеучебные занятия. Например, они поручали учащимся выписать и вычистить фамилии еврейских семей, недавно принявших христианство, из церковных книг. Эти данные были впоследствии использованы для составления списка евреев для заключения в концентрационные лагеря. Таким образом, школьники становились невольными соучастниками холокоста. Ойтмер считает, что сегодня мы много говорим о преступлениях нацизма, связанных с геноцидом, однако до сих пор еще недостаточно оценены масштабы манипулирования массовым сознанием, проведенные этим режимом. Самое трудное в этом направлении — получить воспоминания прежнего поколения жителей Германии.

К слову, ранее наш портал писал о том, почему мирные люди слетают с катушек и начинают убивать себе подобных.