В Антарктиде могут находиться залежи алмазов

Австралийские учёные обнаружили кимберлитовые породы в горах Принс-Чарльз на востоке континента

Учёные впервые нашли в Антарктиде кимберлитовые породы, которые являются основным источником алмазов, пишет агентство РИА Новости, ссылаясь на публикацию в журнале Nature Communications.

Алмазы образуются из углерода в недрах Земли при высоких давлениях и температурах. Спустя миллионы лет извержения вулканов выносят их на поверхность, где основным источником алмазов является магматическая порода кимберлит. Возраст кимберлитов в разных районах варьируется от 2,1 миллиарда до 10 тысяч лет. До сих пор геологи находили эти породы на всех континентах, кроме Антарктики.

Грегори Яксли (Gregory Yaxley) из Австралийского национального университета в Канберре и его коллеги проанализировали образцы, добытые на склонах горы Мередит горного массива Принс-Чарльз в Восточной Антарктиде. Они обнаружили породы, по строению и составу схожие с кимберлитами, найденными в других частях света. Хотя другие учёные ранее сообщали об обнаружении в Антарктиде кимберлитов, авторы статьи полагают, что эти породы были недостаточно схожи с другими кимберлитами по составу.

Возраст найденных пород составляет 120 миллионов лет. В это время Гондвана ещё не окончательно разделилась на современные южные материки, хотя от нее уже начали отходить Индия и «Южная неизвестная земля» (Антарктика с Австралией). Учёные полагают, что выход магмы на поверхность, в результате которого в Антарктиде появились кимберлиты, мог произойти из-за процессов, связанных с разделением суперконтинента.

Даже если из кимберлитов удастся добыть сами алмазы, их промышленная добыча будет связана с двумя проблемами. Во-первых, пока нет технологий, которые сделали бы добычу алмазов в суровых условиях Антарктики коммерчески выгодной. Во-вторых, добычу полезных ископаемых там запрещает Мадридский протокол 1991 года. Его действие продлится до 2041 года, однако после этого срока он может быть продлён с теми же условиями.

австралия алмазы антарктика геология кимберлит