Антарктический мох растёт на древних «удобрениях»

Фекалии пингвинов, живших несколько тысяч лет назад, до сих пор обеспечивают питательными веществами мхи Антарктиды

Любопытную особенность экосистемы Антарктики обнаружили учёные из австралийского университета Вуллонгонга. Мхи – единственные современные растения на шестом континенте планеты – получают питательные вещества из продуктов жизнедеятельности пингвинов, живших здесь несколько тысячелетий назад.

Профессор Шерон Робинсон (Sharon Robinson) изучает растительность южных приполярных районов уже 16 лет. «В летний период здесь достаточно много солнечного света, а когда тают льды, есть и вода. Но почва состоит в основном из песка и гравия, следовательно, бедна питательными веществами», – говорит она.

Робинсон и её коллеги провели химический анализ растений мха и субстрата под ними и обнаружили, что химическая сигнатура содержит достаточно большое количество азота. Судя по всему, этот азот проделал путь из водорослей в организмы криля, рыб, а затем пингвинов – данная сигнатура характерна для морских птиц, пояснила биолог.

Образцы брались на побережье одного из озёр в восточной части ледяного материка. В настоящее время «хозяев Антарктиды» в этой местности  нет – есть лишь следы древней колонии пингвинов.

«Мы обнаружили ископаемые свидетельства того, что от 3 до 8 тысяч лет назад тут обитали пингвины Адели. Камешки, которые они используют для строительства своих гнёзд, до сих пор имеются там, где растёт мох. Как и пингвиньи экскременты. Холодный климат Антарктики просто-напросто вморозил все питательные вещества в землю, и они делают возможным произрастание растений», – рассказывает Шерон Робинсон.

По её словам, на примере антарктических мхов крайне интересно изучать биологический механизм, позволяющий им выживать в течение многих лет. На зиму эти растения засыхают, но с наступлением тепла возобновляют свой жизненный цикл. Кроме того, они способны вырабатывать специальные вещества для защиты от избыточного ультрафиолета. Если подобные же химические реакции удастся воссоздать искусственно, то на этой основе могут быть разработаны, например, особые добавки для длительного хранения пищевых продуктов и лекарств.

Источник: Виктория Джилл (Victoria Gill), BBC Nature